Эпические жанры

Антиутопия — произведение, цель которого опровергнуть утопические (несбыточные) суждения о возможности всеобщего урегулирования и единства мысли, поскольку каждый человек по своей сути неповторим.



Басня — небольшое произведение в стихах, реже в прозе, иногда иронического содержания, содержащее поучительные наставления или мораль. Отличительной чертой басни является иносказание («Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Волк на псарне» И. А. Крылова; «Лев, учредивший совет» И. И. Хемницера).

Былина — героико-патриотическое сказание, повествующее о подвигах и приключениях русских богатырей и отражающее жизнь Древней Руси («Илья Муромец и Соловей-Разбойник»; «Садко»; «Вольга и Микула Селя - нинович»).

Новелла — малый повествовательный прозаический (реже — стихотворный) жанр литературы. Для новеллы характерен прозаический, нейтральный стиль и острое, напряженное действие, драматизм сюжета («Темные аллеи» И. А. Бунина).

Повесть — произведение, занимающее среднее положение между романом и рассказом, как по количеству персонажей, так и по числу событий, происходящих с героями («Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина).

Рассказ — небольшое по объему прозаическое произведение, затрагивающее одну, реже несколько проблем, связанных с малым количеством персонажей («Хирургия» А. П. Чехова; «Деревня» И. А. Бунина).

Роман — большое эпическое произведение, в котором дается всесторонняя картина жизни людей. Характерные черты романа: многоплановость сюжета, большая временная протяженность, широкий круг героев («Преступление и наказание», «Идиот» Ф. М. Достоевского; «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

Сказка — занимательный устный рассказ, основанный на вымысле («Царевна-лягушка»; «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; «Тысяча и одна ночь»).

Художественный очерк — приближенное к документальному повествование, отличающееся изображением событий и ситуаций, имевших место в действительности («Парадокс» В. В. Короленко).

Эпическая поэма — крупное стихотворное произведение, соединяющее лирическое и эпическое начала, повествующее об исторических событиях и о жизни лирического героя, народа («Полтава» А. С. Пушкина).

Эпопея — самый крупный повествовательный жанр литературы. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности («Война и мир» Л. Толстого; «Тихий Дон» М. Шолохова; «Жизнь Клима Самгина» М. Горького).

Лирические жанры

Баллада — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер. Своеобразный жанр баллады создала русская народная поэзия: это лироэпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. От былины она отличается меньшим размером, от песни — сюжетностью. В русской книжной поэзии зачинателем баллады как жанра был В. А. Жуковский («Светлана», «Людмила»), вслед за которым образцы русских баллад дал А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге»).

Ода — торжественное, патетическое стихотворное произведение. Выражает патриотическое и религиозно-философское воодушевление. Относится к «высокому стилю» речи, изобилующему церковнославянизмами, восклицаниями и риторическими вопросами. Использует строгий четырехстопный ямб. Может содержать и черты сатиры («Вольность» А. Н. Радищева; «Ода на день восшествия...» М. В. Ломоносова).

Послание — жанр поэзии и публицистики; произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу («Послание к Жуковскому» В. JI. Пушкина; «Письмо матери», «Письмо к женщине» С. А. Есенина).

Сатира — вид художественной литературы в прозе или в стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности («Размышление у парадного подъезда», «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова).

Сонет — стихотворное произведение, построенное по определенной форме: сначала два четверостишия (катрены), потом два трехстишия (терцеты) («Вдохновение», «Сонет», «Н. М. Языкову» А. А. Дельвига).

Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания героя. Основные темы — созерцание природы, философские раздумья, любовные переживания («Сельское кладбище», «Море» В. А. Жуковского; «Элегия» А. С. Пушкина).

Эпиграмма — небольшое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление («На Воронцова» А. С. Пушкина).

Драматические жанры

Водевиль — легкая пьеса, комедия, в которой диалог и драматическое действие, построенное на занимательной интриге, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом («Юбилей» А. П. Чехова).

Драма — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Одной из характернейших черт драмы является конфликт личности с враждебными ей силами или же преодолевающей противоречия в собственной духовной, психологической сфере («Гроза», «Бесприданница» А. Н. Островского).

Комедия — вид драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим. Комедия изображает порочное и безобразное прежде всего как выражение внутренней человеческой неполноценности, которая приносит себя в жертву смеху. По характеру смеха, эстетическому пафосу различают: сатирические комедии («Ревизор» Гоголя, «Багровый остров» Булгакова), комедии, сочетающие сатиру, комизм и серьезное («Горе от ума» Грибоедова, «Волки и овцы» Островского), романтические или «лирические» («Собака на сене» Лопе де Вега).

Мелодрама — пьеса, отличающаяся преувеличенной эмоциональностью, острой интригой и тенденциозной морализацией (мелодрамы Е. В. Кукольника, Н. А. Полевого).

Трагедия — один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя («Гамлет» У. Шекспира; «Борис Годунов» А. С. Пушкина).

Литературные направления

Классицизм — художественный метод, зародившийся в ряде европейских стран в начале XVII в. Развиваясь на основе рационалистического мировоззрения, классицизм восстанавливал гуманистическую веру в гармоническую природу, требуя при этом полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. Классицизм предполагал строгое деление на жанры (главные из них — трагедия и комедия), требовал соблюдения трех единств (действия, места и времени), целостной композиции и одноплановой характеристики героев. В России произведения эпохи классицизма отличались большим патриотическим чувством и обращением к событиям, взятым из отечественной истории (Оды М. В. Ломоносова, трагедии А. П. Сумарокова, оды Г. Р. Державина, «Недоросль» Д. И. Фонвизина).

Романтизм — художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и т. д.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективнооценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр. Такого рода черты творчества вызывались к жизни стремлением писателя отойти от не удовлетворявшей его действительности. Сильной, прогрессивной стороной раннего русского романтизма было утверждение личности, т. е. признание ее высокого достоинства, ее равенства с другими личностями, ее свободы. В отличие от героя-мечтате - ля Жуковского, в творчестве Пушкина появляется новый герой — свободолюбец, который протестует против несправедливого человеческого уклада, подавляющего человеческую личность («Светлана», «Людмила» В. А. Жуковского; «южные» поэмы А. С. Пушкина; «Мцыри» М. Ю. Лермонтова).

Критический реализм — художественный метод в искусстве и литературе. Реализм предполагает изображение жизненных явлений в их развитии, направлении их ведущих тенденций, исторической перспективе. Широко осуществляя задачу критического осмысления общественных отношений, русский реализм вместе с тем сохраняет глубокий гуманистический пафос, обращается к истории русского народа, находя в нем богатые и яркие характеры, рисует высокие духовные помыслы и нравственные силы русских людей современности и близкого прошлого. Творческий размах русского реализма сказывается в смене различных его видов, в особенности в области романа — философско-исторического (Л. Толстой), общественно-политического (Тургенев), психологического (Достоевский, Л. Толстой), бытового (Гончаров), сатирического (Салтыков-Щедрин).

Литературные Течения

Литературное

Течение

Представители

Произведения

Акмеизм

О. Мандельштам,

Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов

Стихотворе

Ния

Имажинизм

А. Мариенгоф, С. Есенин

Стихотворе

Ния

Натуральная

Школа

Ф. М. Достоевский,

А. И. Герцен

«Двойник», « Бедные люди»

«Кто

Виноват? »

ОБЭРИУ

Д. Хармс,

Н. Заболоцкий,

А. Введенский,

Ю. Владимиров

Рассказы,

Стихотворения

Определение

Литературное течение, возникшее в России в начале века, сформировавшееся как противоположность символизму. Для акмеизма характерны отказ от мистицизма, конкретно-чувственное восприятие земной жизни, возврат слову первоначального, не символического смысла.

Литературное течение в России 20-х гг. Образовано от англ. «image» — образ. Главным в поэзии является не связанное с реальностью слово — «образ».

Название первого этапа развития критического реализма. «Натуральное, безыскусственное изображение действительности» (Белинский).

Объединение реального искусства. Новое течение в литературе, провозглашавшее главной ценностью «предмет» в своем первозданном виде, без прикрас.

Литературное

Течение

Представители

Произведения

Сентимента

Лизм

Н. М. Карамзин,

В. А. Жуковский

«Бедная Лиза»

Ранние произведения

Символизм

A. Блок,

B. Брюсов, Вяч. Иванов

Стихотворе

Ния

Определение

Художественное течение второй половины XVIII в. Для сентиментализма показательно стремление представить человеческую личность изнутри, в стремлениях, мыслях, чувствах, настроениях. Характерны поиски своеобразного в каждом человеке, делающего его не похожим на других людей. Сентименталисты не склонны резко противопоставлять положительных и отрицательных героев, человеческий характер представляется богаче, противоречивее. Сентиментализм субъективен.

Литературное течение конца XIX — нач. XX в. (некоторые исследователи относят его к литературному направлению), широко распространившееся в Европе с 70—80-х гг. XIX в. В России символизм получил широкое распространение с 90-х гг. Символизм основан на субъективном отношении поэта к миру. Особенно остро выявляется жизненная позиция, мироощущение автора.

Литературное

Течение

Представители

Произведения

Футуризм

В. Маяковский,

В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак

Поэмы, стихотворения

Определение

Возникло в России в 1910 г. Манифестом его явился альманах «Пощечина общественному вкусу» (1913). Усвоив наименование и некоторые положения от итальянских футуристов, русские футуристы существенно от них отличались, образуя, кроме того, две ветви:

— эгофутуризм (И. Северянин) не шел далее мелкого индивидуализма и весьма ограниченного словотворчества;

— кубофутуризм представлял собой более сложное явление. Тенденция к формализму совмещалась в нем с шумным, хотя и не всегда четко осмысленным протестом против самой буржуазной культуры, что и привлекло к футуризму молодого Маяковского.




See also: