Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Выдающийся поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии.



Лирические и прозаические произведения Бунина посвящены вопросам нравственности, любви. Природа вечна — она противопоставлена скоротечности жизни.

Художник проникновенно пишет о любви, возвышающей и очищающей душу, ее трагичности и мимолетности («Темные аллеи», 1946). Любовь приносит не только счастье, но и разочарование. Писатель создает галерею женских образов, раскрывает психологизм любовного поведения.

Большое внимание в своем творчестве Бунин уделяет теме деревни, нравственной ответственности перед народом, судьбам русских крестьян, находящихся на крайней ступени нищеты и вырождения («Деревня», 1910; «Суходол», 1911).

Гибель поместного уклада, обреченность, сожаление об исчезновении целых сословий и вместе с тем восхищение великолепной русской природой («Антоновские яблоки», 1900).

Сборник стихотворений «Листопад», 1901; роман «Жизнь Арсеньева», 1937.

Александр Иванович Куприн

(1870-1938)

Писатель-реалист, соединивший в своем творчестве множество жанров (повести, рассказы, романы, очерки) и необычайно широкое разнообразие характеров (солдаты, рыбаки, грузчики, конокрады, музыканты, актеры). Жизнь различных сословий в самых неожиданных переплетениях вышла на страницы его произведений («Поединок», 1905; «Штабс-капитан Рыбников», 1906; «Суламифь», 1908; «Гранатовый браслет», 1911; и др.)*

В повести «Поединок» Куприн изображает будни военной среды, разлагающий дух казарменной жизни, говорит о деградации офицерства, о причинах общественного неравенства людей, о взаимоотношении личности и общества. Правдоискатель Ромашов, которому чужды армейские порядки, приходит к выводу о несправедливости социального устройства. Но герой слаб, и мечтам его не суждено сбыться.

Аркадий Тимофеевич Аверченко

(1881-1925)

Ранние произведения Аверченко, созданные в традициях Гоголя и Чехова, юмористически высмеивали человеческие характеры («Веселые устрицы», 1910; «8 одноактных пьес и инсценированных рассказов», 1911).

Рассказы и очерки эмигрантского периода отражают его глубокие переживания по поводу происходящего в России (книга рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (1921), написанная в эмиграции, едко высмеивала новый строй и его вождей). Веселый и радостный смех перешел в «смех сквозь слезы».

Валерий Яковлевич Брюсов

(1837-1924)

Основоположник символизма как нового литературного течения в России XX века, поэт, прозаик, критик, литературовед, переводчик, драматург.

В творчестве дореволюционного периода Брюсов обращается к исторической, общественной и культурной проблематике, теме большого города (сборник «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру»,

1903) . Соединение в произведениях элементов символизма и декадентства. Предчувствие возможной гибели мира. Конфликт с действительностью порождает порыв к мечте, иллюзии, стремление пересоздать «низменную действительность».

Вокруг имени поэта не утихали споры: и современники и критики последующего времени по-разному оценивали его творчество. Тонкость поэтического мастерства, одаренность, с одной стороны, с другой — рассудочность, рациональная «выстроенность» поэзии, что не раз позволяло критикам обвинять поэта в излишней холодности.

Сборник «Венок», 1906; «Последние мечты», 1920; «Миг», 1922; «Спеши», 1924; исторический роман «Огненный ангел», 1908.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Один из поэтов-символистов. С первого сборника определился ведущий поэтический прием Бальмонта — необыкновенная музыкальность стихов, которая создавалась с помощью аллитерации (звуковых повторов), эвфонии (благозвучия), внутренней рифмы и т. д.

На его стихи написано несколько десятков романсов самыми разными композиторами. Сборник «Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903; «Только любовь», 1903; «Марево», 1922; «Мое-ей», 1924.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

(1880-1934)

Поэт-символист, утверждавший принципы этого направления в работах «Символизм», 1910; «Поэзия слова», 1922; и др.

Творчеству Белого свойственны мистика, мотивы одиночества, изображение окружающего мира с помощью гротеска (сборник «Золото в лазури», 1904; «Пепел», 1908).

Одно из основных произведений — роман «Петербург» (1913—1914), перераб. в 1922 г., отличающийся гротескным и пародийно-сатирическим содержанием. Грозный, величественный, уродливый, таинственный облик города предвещает близкую гибель старого мира.

Николай Степанович Гумилев (1886-1921)

Поэт с 1911 года — создатель и глава литературного течения акмеизм. Статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» провозглашает основные положения течения.

Творчество поэта характеризуется появлением нового лирического героя, «сильного человека», стремлением отстраниться от серости жизни, сделать восприятие мира ярким и насыщенным, необыкновенным. Отсюда и появляются загадочные образы Африки, конквистадоров, образы одиноких завоевателей, противопоставивших тусклой действительности свой мир (сб. «Путь конквистадоров», 1905; «Колчан», 1916; «Огненный столп», 1921).

Сборник «Жемчуга» (1910) — трагические мотивы, переживания из-за несчастной любви. Но неистребима тяга к поискам счастья. Чем трагичнее ситуация, тем сильнее желание идти к свету.

В сборник вошел цикл «Капитаны». Поэзия великих открытий, стремлений вперед, пример несгибаемой силы духа «всех, кто дерзает».

Игорь Северянин

(Игорь Васильевич Лотарев)

(1887-1941)

Представитель одного из разветвлений футуризма — эгофутуризма.

Творчество Северянина, по его же собственному определению («Воспоминания», 1924), характеризуется поисками нового без отвергания старого, созданием новых слов — неологизмов, отходом от стереотипного мышления, разнообразием стихосложения (сб. «Громокипящий кубок», 1913; «Ананасы в шампанском», 1915).

Послереволюционное творчество проникнуто ностальгией (с 1918 г. жил в Эстонии), любовью к родине, переживанием отторгнутости от нее (сб. сонетов «Медальоны», 1934).

Максим Горький

(Алексей Максимович Пешков)

(1868-1936)

Ранние произведения писателя («Песня о соколе», «Старуха Изергиль», 1894; и др.) отличаются романтическими настроениями. Герои Горького — личности бунтующие и отрицающие условности. Отвергнутый обществом Челкаш из одноименного рассказа духовно выше Гаврилы, не выдержавшего искушения легкими деньгами.

Социальная проблематика пьесы «На дне» (1902) — споры о человеке, гуманизме, правде и лжи — составляют основной конфликт.

Уникальность пьесы в том, что философские проблемы решаются людьми опустившимися, людьми «дна». Законы общества уродуют души и ломают судьбы героев пьесы. Но смирение и спасительная ложь Луки неприемлемы для писателя. Они не могут спасти человека.

В поздних произведениях («Фома Гордеев», 1899; «Варвары», 1905; «Мать», 1906; «Жизнь Клима Самгина», т. 1—4, 1925—1936) большое внимание уделено реалистическому изображению сложнейших проблем русской жизни начала XX в.

Горького считали основоположником социалистического реализма в советской литературе, однако истинный смысл его творчества далеко не всегда совпадал с постулатами официальных идеологов («Несвоевременные мысли», 1917—1918).

Александр Александрович Блок (1880-1921)

Творчество раннего Блока можно безусловно отнести к символизму («Стихи о прекрасной даме»,

1904) . Это стихи мистического порыва юного

Поэта к Красоте, Любви, Добру, Совершенству. Более поздние произведения усиливаются социальными тенденциями, связанными с революционными событиями 1905 года (цикл «Город», 1904—1908). Провозглашение идеи неизбежности революции, разрушительной стихии, ее оправданной жестокости и святости (статьи 1918—1919гг. «Интеллигенция и революция»; поэма «Двенадцать», 1918). Основной конфликт поэмы — борьба двух «миров», старого и нового, пришедшего после революции. Нет идеализации тех, кто «творит» революцию. Но главное для Блока — движение страны вперед. Финал поэмы говорит о вере автора в воскресение России.

Основной темой творчества Блока является тема Родины (цикл «На поле Куликовом», 1908; поэма «Скифы», 1918). Поэт размышляет о единстве жизни, народа и страны. Блок верит в будущее своей страны, даже если путь труден и мучителен.

В поэме «Соловьиный сад» (1914— 1915) поэт пытается по-новому осмыслить жизнь и предназначение человека. Соловьиный сад — символ прекрасного и желанного, скрытого за оградой и недоступного. Герой, работая не покладая рук, мечтает совсем о другой жизни, где его любят и ждут. Но музыка сада оказалась чуждой ему, герой спешит вернуться к своим обязанностям. Но его, изменившего своему долгу, постигает возмездие: жизнь изменилась, он стал ей чужим.

Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

Один из новокрестьянских поэтов, «последний поэт деревни», создавший образ «уходящей» деревенской Руси, к которому будут обращаться и на который будут ориентироваться последующие «крестьянские» поэты (Н. Клюев, А. Ширяевец, С. Клычков).

Поэзия Есенина полна звуков, запахов полей, лугов. Она переливается разноцветными красками: синей, золотой, зеленой, голубой и т. д.

«Чувство родины — основное в моем творчестве» (С. Есенин). Ведущие темы — природа, деревня, родина. Русь — реалистичное и в то же время романтическое описание неброской природы, сцен деревенской жизни. Путь лирического героя неотделим от родной земли. (Сб.: «Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918; «Шаганэ ты моя, Шаганэ», 1924; цикл «Персидские мотивы», 1925; «Пускай ты выпита другим...», 1923). В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов.

В основе лироэпической поэмы «Анна Онегина» (1925) лежат реальные события: два приезда поэта на Родину. Происходит встреча Сергея, теперь уже «известного поэта», со своей первой любовью. Только прежних чувств нет. Она лишь напоминает поэту о его юности. В произведении поднимаются проблемы революционных преобразований в деревне, расслоения крестьянства, войны.

Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

Один из самых ярких поэтов, в раннем творчестве относившийся к одному из течений модернизма — футуризму.

Реформатор поэтического языка, создатель оригинальной рифмы.

Ранние произведения поэта наполнены ощущением надвигающихся больших перемен (дооктябрьское творчество — поэма «Облако в штанах», 1915; поэма «Флейта-позво- ночник», 1916). Принятие «новой» жизни (после революции 1917 г.) и борьба с врагами новой власти («Стихи о советском паспорте», 1929; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо», 1927).

Воспевая революцию и приветствуя переустройство жизни, Маяковский выступал с критикой бюрократической системы и мещанского быта, подхалимства и невежества («Прозаседавшиеся», 1922; пьесы «Клоп», 1928—1929; «Баня», 1929—1930).

В поэме «Во весь голос» (1929—1930) поэт обращается к потомкам. Он решил сам рассказать о себе и своем творчестве. В «первом вступлении в поэму» точно, сжато и жестко сформулированы принципы творчества Маяковского. Поэзия — сильнейшее оружие. Поэт согласен потерять собственное имя в борьбе за «правое дело», лишь бы результат оправдал себя. Ценность, по Маяковскому, не золото и не деньги. Его творчество — его богатство. Оно поможет построить новое социалистическое общество.

Леонид Николаевич Андреев

(1871-1919)

Раннее творчество писателя-реалиста было бытоописательным и имело социально-критический уклон («Баргамот и Гараська», 1898). В дальнейшем усиливаются пессимистические взгляды на человека, настроение одиночества, затрагиваются философские и духовные проблемы («Жизнь Василия Фивейского», 1904). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт. В поздних произведениях («Дни нашей жизни», 1908; «Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1910) реалистические черты сочетаются с социальным скепсисом.

За основу сюжета рассказа «Иуда Искариот» (1907) взята евангельская история об Иисусе Христе и двенадцати апостолах, один из которых оказался предателем. Иуда Искариот — один из апостолов, его никто не любит, да и поступки его далеки от идеала. Иуда говорит, что любит Иисуса, но сам предает его, предупреждая, однако, об этом и апостолов, и самого Христа. После пленения Христа, Иуда ждет, когда апостолы помогут спастись своему учителю. Но они боятся и ничего не делают. После казни Учителя Иуда вешается.

Нетрадиционная трактовка объясняется отрицательным отношением к религии самого писателя. Читателю остается разрешить вопрос: «Может быть, именно Иуда и любил Христа по-настоящему? »

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Ранние рассказы построены на автобиографическом материале и опыте, полученном в годы работы врачом.

Зрелое творчество характеризуется обращением к философским проблемам.

Большую часть творчества Булгакова составляют произведения, построенные на сочетании фантастического и реалистического начал, включающие социальную сатиру наряду с нравственными и философскими мотивами («Роковые яйца», 1925; «Мастер и Маргарита», опубл. в 1966—1967 гг.).

Фантастическая повесть с сатирической направленностью «Собачье сердце» (1925) детально воспроизводит московскую действительность, доказывает невозможность попытки советской власти сделать «всем» человека, бывшего «ничем», оживить мертвую душу. Непримирима борьба людей, оказавшихся на разных общественных и этических полюсах.

Роман «Белая гвардия» (1925—1927) рассказывает о трагической судьбе белых офицеров, верных офицерской присяге. Зная о своей обреченности, они до конца выполняют воинский долг.

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

(1899-1951)

Творчество характеризуется особым стилем повествования, большим разнообразием языковых средств, присутствием одновременно и трагических и комических мотивов. Использование сатиры и скрытой иронии («Усомнившийся Макар», напеч. в 1929 г.; «Котлован», 1930; «Епи - фанские шлюзы», 1927).

Особое место в творчестве занимает жанр антиутопии как противодействия всеобъемлющей тоталитарной власти и выражения тревоги писателя за происходящее с его страной («Чевенгур», 1927; «Котлован»). Герои Платонова проходят через крах иллюзий, постигая, что человечность — главный жизненный критерий. «Личная жизнь противопоставляется «общему темпу труда». Строительство общего Дома оборачивается потерей веры в смысл жизни.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889-1966)

Поэтесса, чье раннее творчество относится к литературному течению акмеизм.

Ранняя лирика Ахматовой исполнена глубочайшего драматизма, ощущения приближающейся катастрофы, поэтому так часто звучат мотивы горя, тоски, близкой смерти. Уже в этих стихах обозначилась основная тема ее творчества — тема Родины.

Более позднее творчество связано с историческими событиями страны, отражает философские раздумья о смысле жизни.

Творчество Ахматовой тесно связано с формированием образа ее лирической героини. Это и юная девушка, не обремененная тревогами и заботами (первый сборник «Вечер», 1912), и взрослая женщина, волнуемая любовными чувствами и переживаниями, и, в более позднем творчестве, человек с высокоразвитым чувством гражданского долга (сб. «Белая стая», 1917; «Anno domini», 1921; «Ташкентские стихи», 1942—1944).

В творчестве Ахматовой затрагивается и любовная тематика (сб. «Вечер», «Четки», 1914), и тема творчества («Поэма без героя», 1940— 1965), и тема Родины (поэма «Реквием», 1938).

«Реквием» — памятник мужеству, народному горю. Ахматова отразила в своей лирике страдания людей, переживших страшные годы сталинских репрессий. Но в ее поэзии нет ощущения растерянности, она прошла через все испытания вместе со своей страной, сохранив человеческое достоинство.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Уже первая книга 17-летней поэтессы вызвала одобрение критиков. Оригинальность поэтической манеры определялась умением нарисовать характер из деталей быта, пейзажа, яркой экспрессией выражения чувств и мыслей.

Лирическая героиня Цветаевой не принимает косность и бездуховность, не умеет жить в покое и не желает его. Она способна противостоять разлуке, горю, испытаниям, любовь ее — всегда борьба.

Для творчества Марины Цветаевой характерны несколько основных тем, раскрывающих образ ее лирического героя: тема детства (сб. «Вечерний альбом», 1910; «Волшебный фонарь», 1912); тема Москвы (цикл «Стихи о Москве», 1916); тема любви (сб. «Разлука», 1922).

Михаил Александрович Шолохов

(1905-1984)

Писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии.

Практически все творчество писателя посвящено изображению судеб людей в сложные и переломные вехи истории: Первая мировая и Гражданская войны — «Тихий Дон», 1928— 1940; период коллективизации — «Поднятая целина», кн. 1—2, 1932—1960; Великая Отечественная война — «Судьба человека», 1956— 1957; первые главы романа «Они сражались за Родину», 1943—1944.

В драматических событиях «Поднятой целины», повествующей о создании колхоза, раскрываются самобытные характеры искренне верящего в правое дело рабочего Давыдова, фанатика революции Нагульнова, трудяги Кондрата Май - данникова и др.

Честность писателя, возмущенного тем, как проводилась коллективизация, вступила в противоречие с долгом художника «социалистического реализма»: образы положительных героев вышли несколько сглаженными.

Александр Трифонович Твардовский (1910- 1971)

Поэт, публицист, прозаик, многие годы был главным редактором журнала «Новый мир».

Основные мотивы и темы творчества Твардовского довольно разнообразны: от политики коллективизации («Страна Муравия», 1936) до темы войны («Василий Теркин», 1941—1945; «Я убит подо Ржевом...», 1946). Чувство ответственности живых перед павшими — основной мотив военной лирики.

Значительную часть творчества поэта составляют произведения, повествующие об эпохе сталинизма («За далью даль», 1953—1960; «Дробится рваный цоколь монумента...», 1963).

Поэма «Василий Теркин» создавалась на протяжении всей войны. Сюжета, как такового, нет. Каждая из тридцати глав представляет собой хроникальную зарисовку, которая имеет свой внутренний завершенный сюжет. Главный герой «Книги про бойца» — двадцатипятилетний Василий Теркин — не может прожить без правды и юмора. Он не боится воевать с превосходящим его по силе врагом и побеждает благодаря уверенности в правоте своего дела. Теркин — воплощение национального характера, массового героизма людей во время Великой Отечественной войны.

Борис Леонидович Пастернак

(1890-1960)

Поэт, переводчик, лауреат Нобелевской премии.

В творчестве Пастернака отправной точкой можно считать литературное течение футуризм с его отказом от традиционной поэтики и установлением новых литературных форм. Однако сами произведения были ярко индивидуальны и оригинальны. Пастернаку было чуждо чувство оторванности от мира, свойственное футуристам (сборники лирики «Сестра моя— жизнь», 1922; «Второе рождение», 1932; «Когда разгуляется», 1956—1959). Особенность поэтического мастерства Пастернака заложена в творческом развитии поэта, который с детства увлекался музыкой и живописью, а позже — философией.

Одним из основных произведений писателя является роман «Доктор Живаго», опубликованный за рубежом в 1957 году. Центральная тема романа — вопрос о возможности человека оставить свой след в истории и каким-либо образом повлиять на нее. Нравственный выбор Юрия Живаго состоит в том, что он остается человеком, отвергая все чуждые ему роли. Его смерть — приговор действительности.

С романом тесно связаны «Стихотворения Юрия Живаго», в лирической форме повторяющие вопросы, постав ленные в прозаическом произведении, раскрывающие образ главного героя изнутри.

Александр Исаевич Солженицын (род. 1918)

Автор многих остросоциальных произведений, лауреат Нобелевской премии.

Творчество писателя разнообразно — от деревенской тематики («Матрёнин двор», 1963) до проблем, связанных с политическим устройством страны («Архипелаг ГУЛаг», опублик. в 1970—1990 гг.).

Основные темы творчества — противостояние человека силе зла, русский национальный характер и история России XX в. во всех ее драматических моментах.

В своих произведениях Солженицын проводит критический анализ общественного строя наряду с философскими рассуждениями о законах и порядке жизни («Один день Ивана Денисовича», 1959; «Раковый корпус», напеч. в 1968 г.; «Красное колесо», опублик. в 1970—1990 гг.).

В рассказе «Матрёнин двор» Солженицын разрабатывает тему памяти, нравственности, продолжает исследовать русский характер. Два важных образа в рассказе: сам рассказчик и Матрена. Между ними много схожего.

Жизнь Матрены — не просто образец доброты и порядочности, но олицетворение национального характера. Смерть праведницы подчеркивает несовместимость нравственных начал с окружающей жизнью.

В многотомном труде «Красное колесо», документальном исследовании «Архипелаг ГУЛАГ» отразилась трагическая судьба человека в тоталитарном государстве.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)

Большую часть творчества составляют остропроблемные произведения, повествующие о войне («Пастух и пастушка», 1971; «Прокляты и убиты», 1992—1994) и современной жизни («Кража», 1966; «Царь-рыба», 1976; «Печальный детектив», 1986). Автор поднимает вопросы сосуществования человека и природы, хрупкости бытия и нравственной ответственности за сохранение жизни на земле.

В повести «Пастух и пастушка» создается сквозной образ главных героев: впервые они предстают как безвестные «убитые старик и старуха». Случайная встреча юного лейтенанта и хозяйки дома, где взвод остановился на отдых, их сближение и разлука, вечное противостояние человека и судьбы — продолжают тему любви. Мысль о преодолении смерти становится итоговой в развитии конфликта произведения.

Валентин Григорьевич Распутин (род. 1937)

Один из основных представителей «деревенской прозы» как направления современной литературы.

Творчество писателя составляют произведения, передающие душевную боль автора из-за происходящего в мире, в котором царит бездуховность, пренебрежение к людям и нравственным ценностям, равнодушие («Последний срок», 1970; «Живи и помни», 1975; «Прощание с Матёрой», 1976; «Пожар», 1985).

В повести «Прощание с Матёрой» затрагиваются проблемы экологии, научно-технического прогресса и его последствий, отношений поколений и поиска смысла человеческой жизни. Быт жителей Матёры разрушен. Отнята сама возможность работать и жить на родной земле, но нравственная победа остается на стороне немощных стариков, воплощающих совесть народа.




See also: