Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Один из первых представителей русского реализма. Большую часть творчества Крылова составляют басни («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак» и др.). Персонажами басен выступают животные, растения и предметы. Активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Нетрадиционное построение басни: нравоучительный рассказ, затем четко сформулированная мораль.



Благодаря Крылову в литературе появляется новый тип сюжета, энергично развивающийся и часто комичный; персонажи говорят живым, народным языком.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Творчество Жуковского прошло эволюцию от сентиментализма до новаторского романтического восприятия окружающего мира. Замечательный переводчик Гомера и многих западноевропейских поэтов, по сути родоначальник русского романтизма, автор многочисленных элегий («Элегия», 1807; «Славянка», 1815), баллад («Людмила», 1808; «Светлана», 1812), посланий, романсов.

Лирика Жуковского выражает душевные переживания человека: тоску и печаль, радость любви, сострадание. Баллады имеют национально-исторический колорит. Народные предания и обычаи лежат в основе многих произведений Жуковского.

Александр Сергеевич Грибоедов

(1794-1825)

Грибоедов — автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума» (1823—1824), в которой объединены как новаторские черты (конфликт героев на идейной почве), так и традиционные (черты классицизма — «единство времени, места и действия», «говорящие фамилии» и пр.).

Основной конфликт произведения — противопоставление Чацкого как представителя «нового» поколения свободомыслящей дворянской молодежи и реакционного лагеря дворян-крепостни - ков (фамусовского общества).

В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, просвещении, воспитании и т. д. Обличается низкопоклонство и произвол крепостников, отстаивается идея самобытности русской культуры, защищается просвещение и патриотизм.

Богатство языка произведения: многие фразы из «Горя от ума» стали народными пословицами и поговорками.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

В творчестве А. С. Пушкина соединились все основные направления развития русской литературы конца XVIII — первой половины XIX века. Благодаря ему отечественная словесность стала полноправной участницей европейской культуры, не потеряв национального своеобразия и многовековых традиций.

Творчество Пушкина можно разделить на несколько основных периодов.

Лицейский период (примерно до 1817 г.) — становление молодого поэта, обращение к творчеству предшествующих писателей, подражание им. В творчестве того времени Пушкин склоняется к анакреонтической лирике, отчетливо видны его политические и патриотические взгляды («Воспоминания в Царском селе», 1814), вольнолюбивые и сатирические настроения.

Петербургский период в творчестве Пушкина (с середины 1817 г.). Ода «Вольность», 1817 г. «К Чаадаеву», 1818 г. Идеи свободолюбия, вера в главенство законов, перед которыми все равны, отрицание произвола («Вольность»), призывы к крушению самовластия («К Чаадаеву»). Справедливые законы и правители — основа мощного государства.

Южная ссылка поэта (1820—1824).

Создаются «южные» поэмы — «Кавказский пленник», 1820—1821; «Бахчисарайский фонтан», 1823; «Цыганы», 1824. Начинается работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Разочарование во всеобщих политических свободах. Понятие «вольность» приобретает личностный смысл. В стихах и поэмах этого времени отчетливо видны черты эстетики романтизма.

Михайловское (1824—1826).

Два года ссылки — особый период. Пишется «Евгений Онегин», законченный в 1831 г., создается драма «Борис Годунов», 1825. Творчество Пушкина в эти годы на пути к реализму.

Московский период в творчестве Пушкина (после подавления восстания декабристов и вызова поэта в Москву Николаем I). «Пророк», 1826; «Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828. Поэт ощущает богоизбранность, свою ответственность: он должен не только утешать и доставлять наслаждение своим творчеством, но и вести читателя за собой.

«Волдинская осень» (1830).

Период высокого творческого взлета. Поэт всё дальше отступает от романтизма. Пушкин не потерял интереса к исключительным героям, действующим в исключительных обстоятельствах («Маленькие трагедии», 1830), но в то же самое время обратился к простым людям, теме «маленького человека» («Повести Белкина», 1830).

Закончен реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», 1831. Главная цель — представление широкой картины русской жизни, образов современников, изображение жизни общества в строгом соответствии с «духом времени» и в развитии. Роман поднимает проблемы «лишнего человека», русского национального характера, идеала и действительности, любви и долга, патриотизма. В основу сюжета положены отношения Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Владимира Ленского и Ольги Лариной.

Вторая «болдинская осень» (осень 1833 г.) — поэма «Медный всадник», 1833; «Сказка о рыбаке и рыбке», 1833; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833. Завершена «История Пугачева», 1833. Поэт обращается к проблеме человека и государства («Медный всадник»), профессионально увлекается фольклором, что нашло свое отражение в сказках. Лирика поэта становится сдержанней («Не дай мне Бог сойти сума...», 1833; «Осень», 1833).

К этим стихотворениям примыкает философская лирика 1834—1836 гг. Поэт размышляет о вечности, законах миропорядка («Из Пинде - монти», 1836; «Вновь я посетил...», 1835).

В лирике поэта можно выделить несколько основных тем. Любовная лирика («Я помню чудное мгновенье...», 1825; «Я вас любил: любовь еще, быть может...», 1829; «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», 1829); тема дружбы («И. И. Пущину», 1826; «Друзьям», 1828), свободолюбивая лирика («Узник», 1822; «Из Пин - демонти», 1836); тема поэта и поэзии («Пророк», 1826; «Пока не требует поэта...», 1827).

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814-1841)

В творчестве М. Ю. Лермонтова отражен период жесткой реакции на восстание декабристов, когда передовая дворянская интеллигенция не имела возможности открыто выражать свои взгляды. На первый план выдвигаются нравственные вопросы свободы личности. Лирический герой находится в трагическом разладе с действительностью. Лермонтов — яркий представитель русского романтизма.

Принято выделять несколько основных тем лирики Лермонтова: тема одиночества («И скучно и грустно...», 1840), тема поэта и гражданина («Поэт», 1838), любовь к родине, патриотизм («Бородино», 1837), любовная лирика («Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841).

Реализм писателя наиболее ярко проявился в философском романе «Герой нашего времени», 1840. «Лишний» человек — Григорий Александрович Печорин, личность волевая и стремящаяся к активной жизни, но не сумевшая обрести гармонии, вечно страдающая и в то же время холодная и скептическая, неспособная целиком отдаться своим чувствам. В его образе воплотилась драма целого поколения 1830-х годов: людей, безуспешно пытавшихся найти применение своим силам.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

В раннем творчестве был наиболее близок романтическому направлению в литературе (цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831—1832). «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные и жизни и очарования» (В. Г. Белинский). Границы между реальными и фольклорными образами неуловимы. История сливается с современностью и фантастикой. Черти и ведьмы перенимают поведение реальных комедийных персонажей.

«Петербургские повести» (1835—1840). Гротеск и фантастика сливаются с обыденной жизнью обитателей Петербурга: чиновников,

«власть имущих» и простого люда. Здесь все ложь, обман чиновного города. Дальнейшее развитие, вслед за А. С. Пушкиным, получает тема «маленького человека» («Шинель»), утверждения человеческого достоинства.

В сатирической комедии «Ревизор» (пост. 1836 г.) Гоголю удалось соединить реалистичность происходящего с сюжетом, наполненным комическими элементами. Тема комедии — обличение чиновничье-бюрократической системы. Анекдотическая ситуация сочетается с общественным конфликтом. Хлестаков, личность ничтожная, претендует стать важной персоной. Чиновники преклоняются перед богатством и положением.

Основное произведение — поэма «Мертвые души», (1-й том — 1842 г.). Образ главного героя Чичикова — чиновника, пытающегося разбогатеть на покупке уже умерших крестьян, — является главным. Важную роль в поэме играют

Авторские отступления — размышления Гоголя о происходящем.

Центральное место в поэме занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков, истинных «мертвых душ»: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, а также колоритные зарисовки жизни провинциальных чиновников. Перед нами предстает крепостная, чиновничье-бюрократиче - ская Русь.

В конце поэмы появляется художественный образ России, устремленной вдаль, к будущему.

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Перу И. А. Гончарова принадлежат крупные реалистические романы: «Обыкновенная история», 1847; «Обрыв», 1869; «Обломов», 1859.

Патриархальный уклад формирует людей безвольных и непрактичных. «Обломовщина» — особый склад русской души. Замкнутое, неподвижное существование — суть жизни в Обло - мовке. Главный антагонист Обломова — энергичный и деятельный Штольц.

Неоднозначно отношение автора к своему герою. С одной стороны, разоблачение помещичьей инертности, с другой — спокойствие и доброта Обломова противопоставлены суете и ложности санкт-петербургского общества.

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Создатель новой русской драмы. Творчество Островского представлено комедиями из жизни купечества, сатирическими комедиями, произведениями на исторические темы, драмами («Доходное место», 1856; «Лес», 1870; «Волки и овцы», 1875; «Бесприданница», 1878; и др.). «Пьесами жизни» назвал их Н. Добролюбов. Для них характерна простота и естественность сюжета, противоречивость характеров, подлинность страстей, все персонажи говорят живым образным языком.

Кульминация творчества — драма «Гроза» (1859). Изображен протест против «темного царства», самодурства, произвола, насилия и жестокости. В основе произведения — социальный конфликт. Гроза — это угроза уходящему, еще внешне сильному миру и одновременно весть о новых силах, способных противостоять гнетущей деспотии.

Трагический финал — гибель Катерины — становится нравственной победой над «темными силами ».

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883)

Творчеству писателя присущи классические черты русского реализма: типизация, глубокий психологизм, социальная проблематика.

Излюбленное место действия в тургеневских произведениях — «дворянские гнезда» с атмосферой возвышенных переживаний, где переплетаются судьбы крестьян и дворян, сталкиваются старина и новизна, взгляды «отцов» и «детей».

Один из лучших сборников писателя — цикл рассказов «Записки охотника» (1852), повествующих о красоте русской природы и жизни простых людей.

Тургенев ввел в литературу поэтический образ спутницы русского героя «тургеневской девушки» (романы «Рудин», 1856; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1869).

В художественном мире писателя любовь часто становится главным испытанием характера героя. Любовью «держится и движется жизнь» («Ася», 1857). Человек должен нести ответственность за себя и окружающих.

Роман «Отцы и дети» (1862) — вершина творчества писателя. Основу составляет противостояние двух лагерей — либерального дворянского общества в лице Кирсановых и разночинцев-демокра - тов в лице нигилиста Базарова.

«Стихотворения в прозе» (1872) — цикл фи - лосовско-лирических размышлений о культуре, внутреннем мире человека.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78)

Многие произведения Некрасова посвящены жизни и быту крестьян и городских жителей низших сословий. Содержание его поэзии очень широко: судьба народа, долг гражданина, любовь, поэт и поэзия, женщина-мать («Родина», «В дороге», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Блажен незлобивый поэт», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.).

Наиболее полно изобразить русский национальный характер Некрасову удалось в своем итоговом произведении — поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1878). Счастье человека — в счастье народа, в борьбе за его освобождение (образ Гриши Добросклонова).

Поэт обогатил русскую поэзию народными и фольклорными интонациями: его стих изобилует просторечиями, разговорными словами, трехсложные размеры лирики получили название «некрасовских трехсложников».

В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов выразил свое поэтическое кредо:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви...

Поэт не может спокойно наблюдать страдания народа. Роль художника в обществе настолько значительна, что он обязан иметь гражданскую позицию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826-1889)

Салтыков-Щедрин прославился своими сатирическими произведениями. Циклы очерков и рассказов рисуют безрадостную картину нравов и пороков, царящих в России («Губернские очерки», 1856—1857; «Мелочи жизни», 1885— 1887; и др.).

Сатирическая хроника «История одного города» (1869—1870) занимает особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Используя прием пародии, автор создал череду жизнеописаний градоправителей города Глупова.

С 1869 г. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»), где выступает против деспотизма и самодержавия, равнодушия чиновников, обывательской трусости и покорности народа. С помощью эзопова языка, фольклорных образов автор ставит актуальные вопросы современности (борьба против несправедливости и угнетения, паразитизма власть имущих, забитости народа и т. д.).

Духовное и физическое вырождение дворянских «гнезд» показано в социально-психо - логическом романе «Господа Головлевы», (1879— 1881). Бесцельное существование, лень, отрицание созидательного труда — все это приводит к духовной и физической смерти.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Творчество писателя-реалиста пронизано идеями гуманизма и справедливости.

Одной из основных тем творчества Достоевского является тема «униженных и оскорбленных» («Бедные люди», 1845; «Униженные и оскорбленные», 1861; «Преступление и наказание», 1866; и др.). Его произведения отличает глубокая религиозность, идея непротивления злу, попытка решить все проблемы, присущие человеку, мирным путем, через страдания и любовь («Братья Карамазовы», 1879—1880; «Идиот», 1869).

«Преступление и наказание» (1866) — один из самых известных романов Достоевского. В основе конфликта — изображение личности, противопоставившей себя окружающей действительности, окружающему миру, возомнившей себя человеком особым, не таким, как все. Достоевскому важно показать столкновение противоборствующих сил в душе Раскольникова, переживания героя, его страдания, размышления, сомнения и разочарования.

Теория о «сверхчеловеке» развенчивается, ей противопоставляется христианская идея искупления грехов страданиями. Образ Сони — символ смирения.

Лев Николаевич Толстой

(1828-1910)

Творчество Толстого, писателя-реалиста, наполнено поисками смысла жизни, попытками постигнуть истинность поступков и мыслей людей («Казаки», 1863; «Воскресение», 1889—1899).

Трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1852—1854), «Юность» (1855—1857) посвящена изображению становления характера героя — Николеньки Иртеньева.

«Анна Каренина» (1873—1877) — роман, повествующий о семейной драме и частных взаимоотношениях людей из высшего света.

«Война и мир» (1863—1869) — роман-эпопея, в нем отражены исторические события с 1805 по 1821 год, действуют более 200 персонажей, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский и др.), показаны все социальные слои того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.

Толстой исследовал внутренний мир человека, его духовный рост. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, постепенное отречение от ложных ценностей, поиск смысла жизни, патриотизм, честность, способность совершать бескорыстные поступки — важные сюжетные линии романа.

Тема подвига русского народа как проявление национального характера в войне 1812 года — главная в романе.

Роман построен на антитезе: противопоставление военных действий и мира; действующих лиц — Кутузов и Наполеон, Наташа Ростова и Элен; двух сражений — Аустерлиц и Бородино.

Антон Павлович Чехов

(1860-1904)

Раннее творчество представлено короткими юмористическими рассказами («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»). Более поздние произведения отличаются глубоким анализом человеческих взаимоотношений, поиском смысла жизни («Палата № 6», 1892; «Человек в футляре», 1898; «Чайка», 1896; «Три сестры», 1900). Чехов с горечью изображает превращение под влиянием обстоятельств хороших талантливых людей в обывателей, теряющих прежние идеалы, например: перерождение подающего надежды доктора Старцева в бездушного Ионыча («Ионыч», 1898).

«Вишневый сад» (1904) — лирическая комедия. Противопоставление прошлого (Раневская, Гаев), настоящего (Лопахин), будущего (Петя и Аня) России. Все герои комедии — хорошие люди, живут внешне самой обыкновенной жизнью, мечтая о наступлении прекрасного будущего или возврате прекрасного прошлого. И лишь временами прорывается через оговорку или жест глубокая внутренняя драма героев. Основной конфликт пьесы — между желаемым и действительным. Показана историческая смена социальных укладов, наступление эпохи « новых людей ».




See also: