Мы все живем в одном мире, дышим одним воздухом, греемся под лучами одного солнца. Но все мы - разные: по способностям, по характеру, по знаниями и опыту. А еще у каждого человека есть своя система ценностей, того, что для него важно, что имеет наибольший смысл в жизни. К сожалению, очень часто на первое место человек ставит те ценности, которые называются преходящими, то есть временными. К ним относятся богатство, слава, власть. Конечно, все они могут значительно облегчить нашу жизнь, но нельзя забывать, что они не зря носят название непостоянных. Случаются обстоятельства, когда богачи в один момент становятся нищими, герои - презираемыми правителями. И тогда их судьба зависит от того, на каком месте у них раньше находились вечные ценности: любовь, дружба, умение жертвовать собой. Ведь и в самом деле, если тебя окружают люди, которых в тебе привлекают не личностные качества, а деньги и связи, то такая дружба не стоит и ломаного гроша.

Утверждение вечных человеческих ценностей происходит и в новелле О.Генри «Дары волхвов». Всего один вечер молодой семьи проходит перед нами, но мы уже можем составить себе достаточно полное представление об этих удивительных людях. Делла и Джим молоды, хороши собой и бесконечно любят друг друга. Конечно неприятно, что сейчас они переживают не самые лучшие времена, вследствие чего в обстановке их квартиры наблюдается «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Однако два настоящих сокровища у Деллы и Джима все-таки есть, точнее, было - это роскошные каштановые волосы Деллы и фальшивые золотые часы Джима.



Да, эти сокровища были у них до того рождественского вечера, который мы провели вместе с ними, читая новеллу. Легко и с бесконечным великодушием, но, конечно, в тайне друг от друга, пожертвовали Джим и Делла своими богатствами ради того, чтобы получить возможность сделать друг другу рождественские подарки. И в конечном счете не таким уж важным оказывается то, что новой платиновой цепочке Джима теперь придется ждать покупки новых часов, а черепаховым гребням Деллы - того времени, когда вновь отрастут ее чудесные волосы. Своими поступками герои новеллы показали нам, что для них самое ценное то, что они есть друг у друга - любимые и любящие, заботливые и внимательные, готовые пойти на любые жертвы ради родного и близкого человека.

Американский писатель О. Генри вошел в историю литературы как замечательный мастер юмора и иронии. Подавляющее большинство рассказов О. Генри, в сущности, посвящены самым обычным явлениям жизни так называемых «маленьких американцев». Его герои движимы чувством любви, дружбы, стремлением делать добро, способны к самопожертвованию, тогда как отрицательные персонажи действуют под влиянием ненависти, злобы, стяжательства, карьеризма. За необычным у О. Генри в конце концов всегда скрывается обычное.

Писателю свойствен в большинстве его рассказов насмешливый или иронический тон. Развитие действия и поведение героев, а иногда и очень серьезные явления в новеллах О. Генри всегда сводятся к шутке, к смешной развязке.

О. Генри тонко подмечает комичное в людях, в их поведении, в тех ситуациях, которые складываются в процессе столкновений между героями. Смех О. Генри добродушен, в нем нет грубости и цинизма. Писатель не смеется над физическими недостатками своих героев, над их реальными несчастьями. Ему глубоко чужд тот жестокий юмор, который присущ иногда литераторам Запада.

Смех О. Генри благороден, ибо в его основе лежит глубокая вера в человека, любовь к нему, ненависть ко всему, что уродует жизнь и людей.

У О. Генри есть рассказ «Родственные души», в котором идет речь о том, что грабитель забирается ночью в дом состоятельного обывателя и находит его лежащим в постели. Бандит приказывает обывателю поднять руки вверх, но тот объясняет, что из-за острого приступа ревматизма сделать этого не может. И тут бандит вспоминает, что он тоже страдает этим недугом. Он спрашивает больного, какими средствами тот пользуется. Так они беседуют, а потом отправляются вместе выпить: «Ладно, - говорит вор, - бросьте это, я вас приглашаю. На выпивку хватит».

Комическая ситуация, изображающая грабителя и его возможную жертву идущими под руку в кабак, не может не вызвать улыбки. Смешно, конечно, не то, что в героях О. Генри неожиданно обнаруживается человеческое. Смешно то, что человеческое обнаруживается в такой неожиданной, ненормальной форме. В юморе О. Генри есть поэтому значительная доля иронии по отношению к тому строю жизни, который порождает подобные несоответствия. За этой иронией скрывается грусть, столь свойственная юмору писателей-гуманистов, изображающих одновременно смешные и трагические гримасы жизни.

Вот пример юмористического рассказа, где та же идея предстает в другом варианте. «Роман биржевого маклера». Отрешившись на короткое время от атмосферы биржевого ажиотажа, маклер предлагает своей стенографистке выйти за него замуж. Стенографистка повела себя очень странно. Сначала она как будто изумилась, потом из ее удивленных глаз хлынули слезы, а потом она солнечно улыбнулась сквозь слезы. «…Я поняла, - сказала она мягко, - это биржа вытеснила у тебя из головы все остальное». И она сообщает Гарри, что они с ним вчера обвенчались.

Яснее сказать нельзя: биржа вытеснила у человека все естественные, нормальные чувства.

Итак, перед нами два рассказа, вызывающих, казалось бы, всего лишь легкий смех. А между тем, как мы видим, в основе их лежит глубоко гуманное и демократическое воззрение на жизнь. Вдумываясь в содержание других рассказов, мы обнаружим тот же взгляд. Вот почему смех О. Генри - благородный смех.

Изобретательность О. Генри в создании концовок новелл и рассказов просто поразительна. Иногда кажется, что все усилия писателя направлены только на то, чтобы удивить нас неожиданным финалом. Концовка рассказов подобно яркой вспышке молнии озаряет все то, что раньше таилось во мраке, и картина сразу становится ясной.

Хотя О. Генри в своих рассказах постоянно смеется, но бывает, что он смеется в то время, как душа его обливается слезами. Однако писатель верил в жизнь, в людей, и его рассказы освещены огоньком подлинной человечности.




See also: