1. Многогранность значений мотива дороги.

2. Мотив дороги в романе «Евгений Онегин».



3. Путешествия и средства передвижения.

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

А. С. Пушкин

Мотив дороги часто встречается в произведениях русских прозаиков и поэтов. Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и другие писатели использовали образ дороги для раскрытия характера героев, передачи особого настроения, создания определенного образа, раскрытия чувств главных героев. В произведениях А. С. Пушкина мотив дороги имеет несколько значений.

Использование мотивов дороги с разными целями следует рассматривать с точки зрения становления поэта как творческой личности. Менялись взгляды писателя на окружающий мир, менялось и цели использования мотивов дороги. Исследуя ранние произведения Александра Сергеевича, литературоведы отмечают влияние классицистической поэтики. Образ дороги предстает перед нами как часть пейзажа:

Аллеи древних лип открылись пред очами, Проглянули и холм и луг.

Впоследствии мотив дороги становится связан с идеями романтизма. В произведениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Кавказский пленник» (1820), «К морю» (1824) традиционно романтический герой представляет собой вечного скитальца, изгнанника, который не доволен своими отношениями с обществом и отправляется в дорогу, в бесконечные странствия.

Как символ воли, бесконечной свободы предстает перед нами мотив дороги в поэме Пушкина «Цыганы»:

Цыганы шумною толпою

По Бесарабии кочуют...

Как вольность весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

В более позднем творчестве поэта заметно господство реализма. Дорога предстает перед нами как часть пейзажа, чаще всего зимнего. В произведениях «Зимняя дорога» (1826), «Бесы» (1830) дорога тесно связан с образами русской тройки, ямщика и луны.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит. .. или

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Зимняя дорога навевает настроение тоски и грусти («Зимняя дорога», 1826), переживаний, ожиданий и предчувствий («Няне», 1826). Дорога может в корне изменить судьбу главных героев, становясь участницей событий, как например в произведении «Метель» (1830), где снежная буря и ветер в дороге являются знаками неясности и неопределенности в будущем.

Кроме того, дорога является тем местом, где можно повстречать кого угодно. Например, путника («Городок», 1815), кудесника («Песнь о вещем Олеге», 1822), Деву Марию («Жил на свете рыцарь бедный...», 1829).

В тот период творчества поэта, когда его мечты становятся связаны с семьей, домом, в мотивах дороги начинает просматриваться мотив одиночества. Дорога противопоставляется семье, покою, неизменности.

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил...

В стихотворениях «Пророк» (1826), «Будрыс и его сыновья» (1833) дорога предстает перед нами как возможность выбора. Оказавшись на перепутье, главный герой должен определить для себя одну из трех дорог:

Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу,

Трое вас, вот и три вам дороги.

В философском осмыслении А. С. Пушкина дорога

— это жизненный путь, судьба («Телега жизни», (1823), «19 октября» (1825). Мотив дороги соотносится также с темой родины:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Очень интересным и многообразным предстает перед нами использование мотивов дороги в романе Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении писатель отходит от романтических традиций описания путешествий главного героя. Путешествие Онегина лишено лирических отступлений, присущих романтической поэме, и сдержанно по тону. Это объясняется тем, что, описывая путешествие Онегина, Пушкин как бы сравнивает прошлое и настоящее России. Отдавая должное историческому прошлому, Пушкин подчеркивает контраст с настоящим, несовершенным обществом, используя различные эпитеты («поддельные», «бракованные»). Проезжая исторические места, Онегин между тем обращает внимание на то, что

Все суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

Подобное противопоставление приводится в рассуждениях о Москве.

Пушкин восторгается «белокаменной Москвой», ее «крестами золотыми», гордится ее героической историей. Однако современная Москва, ее светское общество встречают Онегина... Своей спесивой суетой,

Своими девами прельщает,

Стерляжьей потчует ухой.

В палате английского клоба

(Народных заседаний проба)

Безмолвно в думу погружен,

О кашах пренья слышит он.

Мотив дороги раскрывается не только в путешествии Онегина, но в поездке Лариных из деревни в Москву. Пушкиным используется простая, несвойственная для поэтической поэмы, лексика: Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды...

Образ дороги используется Пушкиным и как средство раскрытия характеров героев. Татьяна видит во сне сказочную дорогу, предваряющую появление фольклорных образов, с другой стороны, она подвержена влиянию сентиментальных романов: Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

По восприятию дороги характер Евгения Онегина противопоставляется характеру Татьяны. Пушкин пишет, рассказывая об Онегине:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство.

Немногих добровольный крест).

Однако, «Татьяне страшен зимний путь». Пушкина не оставляет равнодушным и отрицательная сторона русских дорог:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит...

Писатель намеренно использует в описании плачевного положения дорог «европеизмы» (прейскурант, аппетит) и бытовую лексику (клопы, блохи, изба), подчеркивая этим самым комизм и иронию сложившегося положения.

Вызывает хорошее настроение, радует поэта зимняя дорога:

Зато зимы порой холодной

Езда приятна и легка.

Как стих без мысли в песне модной,

Дорога зимняя гладка.

Рассуждая о неустроенности русских дорог, Пушкин в ироническом тоне высказывает надежду на то, что когда-нибудь в будущем положение исправится:

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет через пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив пересекут...

Эти строки о неустроенности русских дорог, описанные Пушкиным 8 XIX веке, к сожалению, не потеряли своей актуальности и в нашем, XXI веке. И почти двести лет спустя мы можем выражать надежду строками из недописанной 10 главы «Евгения Онегина»:

Авось дороги нам исправят...

Анализируя непосредственно сами передвижения и их средства в «Евгении Онегине», можно отметить, что они занимают огромное место в романе. Обратим внимание на маршруты передвижений: действие романа начинается в Петербурге, затем перемещается в Псковскую губернию, в деревню дяди Онегина. В дальнейшее действие переносится в Москву, куда приезжает Татьяна на «ярмарку невест», впоследствии наши герои возвращаются в Петербург. Онегин после дуэли с Ленским «начал странствия без цели». Он побывал в Москве, Нижнем Новгороде, Астрахани, Закавказье, Крыму, Одессе и вернулся в Петербург. Ощущение огромного пространства, сочетание дома и дороги, спокойного, уютного и подвижного, неустроенного быта создает особенный внутренний мир в романе.

Перемещения используются также и для характеристики художественного времени в произведении. Динамичность первой главы подчеркивает быстроту, с которой время бежит в Петербурге: ...стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Та же мысль проскальзывает и в строках «К Talon помчался он...», «Летя в пыли на почтовых». Впоследствии художественное время замедляется:

К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих...

Основными средствами передвижения того времени были кареты, брички, телеги, возки, в зимнее время — сани. Обращая внимание на средства передвижения, необходимо отметить, что основным признаком высокого социального положения и материального благополучия в XVIII — начале XIX века считалась карета. Содержать собственную карету с лошадьми и своего кучера было очень дорого. Поэтому Онегин отправляется на бал в «ямской карете».

В эпоху Пушкина образовалась сложная иерархия средств передвижения, которые соответствовали положению в обществе. Простые люди ходили пешком, приказчики ездили на санях, телегах, люди более высокого социального статуса — на колясках и каретах. Онегин добирался к дяде на почтовых лошадях. Их меняли на каждой станции, и путешествие проходило быстрее. Однако это стоило дополнительных затрат. Поэтому экономная и практичная мать Татьяны приняла решение ехать в Москву «на своих». «Своих» лошадей на станции не меняли, а давали им отдохнуть. Такое путешествие становилось долгим и утомительным:

К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне...

Раскрытие характера героев, передача художественного времени, создание особенного неповторимого внутреннего мира произведения, в котором дорога является частью художественной композиции — так мотив дороги и средства передвижения во всем своем многообразии значений используются великим поэтом в «энциклопедии русской жизни», названном так В. Г. Белинским романе «Евгений Онегин».




See also: