1. Определение жизненных ценностей.

2. Жизнь ради другого человека.



3. Сокровища четы Юнг.

4. Жизненная мудрость глупых детей.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Жизненные ценности... Каждый по-разному подходит к этому понятию и определению. Для одних это стремления и какие-то правила, по которым надо жить. Для других ценности являются путеводной звездой по дороге жизни. Для третьих, это простая мишура, которую кто-то придумывает, чтобы ограничить их свободу. Но действительно понять, что это такое помогают произведения литературы, в которых автор в образной форме представляет свое понимание и осмысление данной проблемы. К такой теме обращается О. Генри в рассказе «Дары волхвов».

В произведении представлена ситуация, в которой оказалась семейная пара накануне Рождества. В их распоряжении было всего лишь «один доллар восемьдесят семь центов». Но этого, очевидно, не хватит не только на роскошный стол, но и простой подарок дорогому сердцу человеку. Поэтому главная героиня в отчаянии. Делла от бессилия начинает плакать. Но мы прекрасно понимаем, что это ей совершенно не поможет.

В подобную мрачную картину жизни вмешивается сам автор, который делает философский вывод о том, что «жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают». Может, поэтому слезы на глазах женщины вскоре высыхают, так как они действительно не подсказывают выхода из сложившейся ситуации. Тогда Делла пробует найти утешение в своих воспоминаниях о том, как ей удалось скопить маленькую сумму денег. И перед нами раскрывается душа самой героини. В небольшом отрывке текста мы видим, что Делла живет только мужем. Ведь она потратила много времени для того, чтобы определиться с подарком: «Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить к Рождеству». Для женщины весь окружающий мир заключен в ее муже. Поэтому в подарок она хочет выбрать что-то редкостное, драгоценное и такое же неповторимое, как и тот человек, в котором состоит весь смысл ее жизни. И наконец Делле удается придумать, как достать деньги — продать свои роскошные волосы.

На такой же отчаянный шаг решается и ее муж Джим. В рассказе нам не представлены его мучения и сомнения по поводу того, как достать деньги для подарка. Кажется, что он с самого начала знал, как поступить. Но, когда Джим пришел домой, стало понятно, каким был для него этот трудный выбор: «У него было худое, озабоченное лицо... Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения». Джим менее сентиментален, чем сама Делла. Поэтому мы понимаем, что за внешней холодностью скрыто сердце человека, готового на любые поступки ради любимого человека.

В этой семье, живущей в «меблированной квартирке за восемь долларов в неделю», были свои радости и ценности. Это прекрасные и роскошные волосы Деллы и золотые часы, передававшиеся в семье Джима из поколения в поколение. Они единственные сокровища каждого из них. Пусть это не деньги, на которые было бы лучше жить. В рассказе автор показывает нам, что человек может жить, гордый не только без денег; но и таких банальных, на первый взгляд, вещей, как волосы и часы. И уже на этом примере нам показано, что ценили в своей жизни главные герои.

У каждого из них были свои сокровища, которыми они потом пожертвовали, не задумываясь. Автор показывает нам, что их выбор был правильным. Он не только позволил осчастливить любимого человека, но и каждому из них принес небольшую частичку радости и счастья. Такое состояние автор описывает на примере Деллы: «...следующие два часа пролетели на розовых крыльях». Из этой обыденной и нищенской жизни женщину словно выносит и перемещает в новый счастливый мир ее же поступок.

Единственное, чего она боится: разонравиться Джиму. В то же время Делла ни капельки не жалеет о том, что сделала. Но словно боясь разрушить тот мир, который царил в бедной квартирке, напоминает мужу, что она это сделала только из большой любви к нему. Джим не смог ничего сказать и просто обнял Деллу. В его душе, наверное, в этот момент царил полный хаос. Он тоже подготовил любимой подарок — черепаховые гребни, но тот оказался бессмыслен.

Каждый из них пожертвовал самым дорогим ради того, чтобы сделать приятное и увидеть радость в глазах любимого человека. Неважно, что ими нельзя в данный момент воспользоваться. Это не самое важное в жизни. Каждый из них прошел испытание бедностью и черствостью людей и в этот сложный жизненный период выбрал такие ценности, которые приоткрывают нам их чистые сердца и души.

В рассказ герои искренне радуются подаркам, которые им на данный момент оказались не нужными. Именно такая отзывчивость и непосредственность заставляют даже металл наполняться этой добротой: «Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости».

Внимание и любовь человека оказываются в рассказе самыми важными жизненными ценностями. Волосы со временем вырастут, также можно будет купить другие часы. Но никто не сможет приобрести того, чего он никогда не имел — душевной теплоты и ласки.

На примере двух героев автор показал, что истинные ценности делаются по велению души и идут от чистого сердца. Они не приносят зла ни своему владельцу, ни тому, кому предназначены. Ведь важно не только внимание к другому, но и искренность и добродушие, которые и царили в этой семье. Автор не говорит нам о том, что в их сердца закралась хоть частичка сомнения относительно их поступков. Такой мысли не может возникать в добрых искреннем сердце, которым наделены Делла и Джим. Они словно две половинки одного целого, поэтому приоритеты и ценности у них одни на двоих.

Делла и Джим поддерживают друг друга в трудной и бедной жизни, в которой они оказались. Вспомним, что никто из них не сетует и не жалуется на сложившееся положение. Вопрос о бедности возникает только в канун Рождества, когда можно дарить друг другу самые незабываемые и прекрасные подарки. Подобное отношение к жизни автор произведения называет детским. И действительно их печалит не быт и жалкое существование, а то, что дорогой сердцу человек в этот праздник останется без подарка.

Поэтому они поступают так же непосредственно, как это делают дети: не задумываясь, отдают то, что у них есть, «...я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей... которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами». Но в такой иронической трактовке их поступка нет совершенно никакой желчи и едкой иронии. Автор пытается подойти к их действиям также непосредственно, с позиций ребенка, как они это сделали сами. Но именно в таком отношении к жизни и пониманию ее ценностей, герои становятся такими же мудрыми, какими были волхвы. «Но, да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

В конце произведения автор раскрывает перед нами подоплеку название самого рассказа «Дары волхвов». Можно сказать, что он сравнивает нравственные ценности героев с дарами тех, кто первым пришел к яслям Иисуса. Естественно ни в их визите, ни в их преподношениях не было никакой корысти. Они открывали маленькому мальчику прекрасный мир, в котором ему предстояло жить. Но в этом момент волхвы многое приобрели и для себя. Это радость жизни и понимание того, что они кого-то осчастливили своим появлением и сами в то же время были очень рады происходящему. Только в такой искренней атмосфере и может царить добро, только в нем может продолжаться жизнь без всяких искажений и приспособлений к способу существования. Мир главных героев не ограничился рамками дешевой квартиры, а выходит за ее пределы. Он расширяется, чтобы послать в пространство свою частичку доброты и счастья. Только тогда в эту рождественскую ночь кто-то сможет согреться их счастьем, взаимопониманием и безграничной искренностью.




See also: