Не сохами - то славная землюшка наша распахана...

Распахана наша землюшка лошадиными копытами...



Цветен наш батюшка Тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Старинная казачья песня

Действие романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» охватывает годы, ознаменованные историческими событиями мирового значения: Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, восстание казаков 1919 года, гражданская война, коллективизация — вот основные его вехи. Михаил Шолохов первым из российских писателей правдиво и полно рассказывает об этом драматическом периоде в жизни страны. И неудивительно, ведь он сам был невольным свидетелем и участником otnx трагичес ких событий. Всей душой молодой писатель болеет за судьбу казачества, за судьбы своих земляков.

Чтобы добиться максимальной объективности, Шолохов включает в роман настоящие документы того времени, военные сводки. Наряду с вымыш ленными героями в событиях участвуют реальные исторические лица, к примеру, известные военачальники — как белые, так и красные. Многие литературоведы полагают, что и некоторые центральные действующие лица романа имели прототипов. Так, известные писателю казаки Павел и Алексей Дроздовы вполне могли послужить прообразами братьев Мелеховых, Григория и Петра. Портрет своего главного героя, Григория Мелехова, Шолохов рисует весьма лаконично, несколькими емкими штрихами. Однако этого достаточно, чтобы у читателя сложился образ Григория Мелехова: не только его внешние черты, но и представление о характере, о незаурядной личности этого человека.

Описывая внешность Григория, Шолохов отмечает присущие роду Мелеховых «подсиненные миндалины горячих глаз», «вислый коршунячий нос», «чуть косые прорези» глаз — наследство от бабушки-турчанки. Вместе с внешними чертами Григорий наследует и характер своего деда и отца: горячий нрав, храбрость, трудолюбие, прямодушие, способность к страстной, самозабвенной любви. Буквально с первых же слов автора читатель сразу невольно выделяет Григория Мелехова среди прочих героев романа. Неординарная, яркая внешность и своеобразие характера как бы заранее предрекает Григорию непростую, наполненную событиями жизнь. Однако судьба шолоховского героя оказывается противоречивой и запутанной.

уходили на воинскую службу и возвращались, верой и правдой служили русскому царю. Жизнь текла по привычному руслу, подчиняясь вековым законам и обычаям. Первая мировая война, а затем и революция перевернули все — знакомый уклад жизни, быт, все представления о жизни. Что делать, чьей стороны держаться, чью правду защищать? Этими сомнениями, как и все казачество, мучается Григорий. Шолохов пишет: «...все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».

В поисках правды Мелехов сражается на стороне белых, хотя и презирает их высокомерие по отношению к нему, полуграмотному, но более способному военачальнику, чем «образованные» генералы. Он не может скрыть ни своих чувств, ни постоянно обуревающих душу сомнений. Умело руководя сотней своих бойцов, яростно атакуя врага, он не в состоянии разобраться в происходящем, но горячая кровь снова и снова толкает его в бой, в самую гущу сражений. Григорий видит беспредел, творимый представителями «новой власти»: расстрелы, насилие, грабежи, — и решает бороться этой захватнической властью.

Однако прошлое ушло безвозвратно. Григорий пытается найти людей, способных помочь ему разобраться в происходящих событиях. Таким человеком становится Подтелков, который убеждает Григория перейти на сторону красных. Теперь Мелехов воюет уже на стороне своего недавнего противника, однако его ум и душа все также полны сомнениями. И не может он найти себе места в числе тех, кто силой оружия навязывает казакам чуждую им власть.

Вернувшись после ранения домой, Григорий вместе со своими земляками снова вступает в бой с «новым порядком». И снова льется кровь, рушится жизнь и быт, ближайшие соседи и недавние друзья оказываются смертельными врагами. Григорий, по сути дела, возглавляет восстание, без колебаний убивает и сам рискует быть убитым.

Но исход уже предрешен. И дело не в том, что восстание оказывается подавленным, а в душевном надломе, происходящим с Григорием Мелеховым. Он устал от водоворота событий, над которыми не властен, устал убивать, он переживает трагедию брака с нелюбимой женой, погибают многие его родные и близкие люди, в их числе и Аксинья Астахова, любовь к которой он проносит через все эти годы как самое дорогое, что оставалось у него в жизни.

В конце своего пути Григорий приходит к безразличию по отношению к собственной жизни, он полностью опустошен. Автор не оставляет ему надежд на будущее. Шолохов сравнивает итог его земного пути с черной, выжженной пожарами степью. Но на этой мертвой земле уже зарождается новая жизнь. В эту новую незнакомую жизнь предстоит войти сыну Григория — Мишатке Мелехову...

Григорий находит в Аксинье настоящую родственную душу. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня... один на всем белом свете! Первый и последний»...

Любовь героев, еще в начале романа, столкнулась с казачьими обычаями и традициями. Аксинье тяжело переносить гнет этих традиций, она хочет все бросить и зовет с собой Григория. Ноу него не хватает решимости все бросить, он лишь уходит с Аксиньей за пределы хутора.

Любовь главный герой романа испытывает не только со стороны двух любящих его женщин. Пожалуй, самую горячую любовь питала к своему младшему сыну Грише его мать, Ильинична. До последней минуты ждала она его с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала: — Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: — Кровинушка моя!».

Любовь Мелехова подвергается испытанием войной, тяжелыми раздумьями героя о том, как стоит ему жить. Его трагедия — это трагедия личности, которую неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий показан нам автором как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. Противостояние белогвардейцев и советской власти, братоубийственная война измотали Мелехова. В юности он был добрым, отзывчивым человеком, мечтал о любви и счастье, хотел получить сразу все. Он мечтает ходить по мягкой земле с плугом, тоскует по мирной жизни, по Дону, по любви Аксиньи... А взамен этого — кровь, страдания, толпы пленных, непримиримая ненависть людей друг к другу. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. В финале Аксинья уже не выглядит такой демонической женщиной. Она живет молитвой за Георгия, и даже к детям его относится как к родным.

От горя, утрат, метаний герой рано постарел, однако не растерял человеческих чувств. Искренность, отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию мы наблюдаем у Григория на протяжении всей его жизни. И особенно эти качества выразительны в завершающих частях романа. Героя потрясает зрелище убитых.

Финал романа не радостный — Мелехов так и не обретает счастья ни с одной из любимых женщин. Но, проведя героя через ряд испытаний, одним из главных среди которых было испытание именно любовью, автор показывает нам, как меняется восприятие жизни у Георгия, как он относится к этим женщинам, чего он ждет от отношений, и что становится для него главным в конечном итоге.




See also: