1. Творческая история «Конармии».

2. Анализ отдельных новелл.



3. Постижение человеческой психологии писателем.

Написание книги о красногвардейцах, о гражданской войне И. Э. Бабель задумал еще в 20-х годах XX века. В это время он сам служил в рядах Первой конной армии в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист».Бабель не только писал агитационные статьи, вел дневники военных действий, но и наравне с рядовыми красногвардейцами участвовал в сражениях. Не понаслышке ему были известны лишения, грязь, жестокость — вечные спутники любой войны. И вместе с тем его пытливый взгляд подмечал и проявление высшего героизма среди простого необразованного народа. Свои наблюдения Бабель записывал в личный дневник. Многие зарисовки из этого дневника впоследствии стали новеллами, составившими книгу писателя о гражданской войне «Конармия». В тяжелых условиях войны в людях, с которыми приходилось взаимодействовать Бабелю, проявлялись, казалось бы, совершенно противоречивые качества и чувства: любовь и ненависть, стремление помочь ближнему даже ценой собственной жизни и безразличие, гуманизм и невероятная жестокость.

В новелле «Соль», опубликованной в 1923 году, наиболее остро встает проблема борьбы между ненавистью ко всему, низшими инстинктами и ува-' жением к материнским чувствам. Рассказ ведется от лица солдата Никиты Балмашева. Этот необразованный, озлобленный человек, пожалев женщину с грудным ребенком, берет ее в военный эшелон. Он всячески опекает и не позволяет солдатам ее обижать. «Вспомните, взвод, вашу жизнь и как вы сами были детьми при ваших матерях...» — обращается он к ним. Балмашев настолько убедителен в своих размышлениях, что весь взвод проникается желанием помочь молодой матери добраться до мужа. Солдаты вспоминают свою нелегкую жизнь, сочувствуют женщине и выражают ей свою благосклонность: «Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас кутке не тронет...». Этот поступок как нельзя лучше раскрывает солдатскую душу. Несмотря на творящийся кругом ужас, эти простые необразованные люди смогли сохранить в себе человечность и доброту. Росток здорового гуманизма не погиб в них под тяжестью ненависти и невосполнимых потерь. Однако наряду с добрыми чувствами в солдатской душе уживаются и недоверие, и жестокость. Балмашев, наблюдая за женщиной всю ночь, понимает, что она всех обманула: «Вот антиресное дите, товарищи, которое титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит...».

Когда солдат вынимает сверток из рук молодой матери, то видит, что в пеленки завернут добрый пудовик соли. И уже никакие мольбы и просьбы женщины не могли тронуть ожесточенные сердца солдат. Здесь в полной мере проявились жестокость, отсутствие культуры и грубость обманутых красногвардейцев. Несчастную женщину тут же сбросили с пьедестала трудящейся матери республики и приравняли к самому лютейшему врагу: «... а вы, гнусная гражданка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал...». Балмашев обличает теперь всех, кто не воевал на поле сражения, а вынужден был хитростью выживать в сложное время. Для него все они «мешочники», «злые враги», которые «как блохи» «точат» революцию и которых нужно непременно уничтожать. Для «солдата революции» Балмашева не существует полутонов: белое либо черное, безграничное доверие и доброта, либо испепеляющая ненависть. Презрение к врагам революции у главного героя дошло до того, что он сбросил женщину на полном ходу с поезда. Но и этот поступок не мог в полной мере удовлетворить Балмашева. Убедившись, что она осталась жива, он выстрелил в нее и убил. После расправы над беззащитной женщиной Бал-машев чувствует себя героем и даже пишет письмо в редакцию, в котором рассказывает о случившемся.

В своих произведениях Бабель стремился постичь человеческую психологию. Он видел в красноармейцах и казаках и мелочное собственничество, и широту души, и необъяснимую жестокость. И все эти противоречивые качества могут переплетаться и сосуществовать в одном человеке. Повествуя от имени красноармейцев, казаков Бабель достиг эффекта взгляда изнутри, что делает произведение более интересным и убедительным.




See also: