I. Описание обстановки, в которой живут помещики.

2. Описание внешности.



3. Отношение к продаже «мертвых душ».

Зловещее название неоконченной поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» неоднозначно. Формально «мертвыми душами» именуются умершие крестьяне, которые в документах еще числятся как живые. Однако в произведении содержится явный подтекст: «мертвые души» — это помещики, с которыми общается Чичиков. Да, внешне эти люди живы, но духовно они мертвы. Однако каким образом автору удалось убедительно передать столь парадоксальную на первый взгляд идею?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать то, как Гоголь описывает помещиков. В поэме даны не только портреты персонажей, но и зарисовки окружающей их обстановки. Действительно то, в каком состоянии находится поместье каждого из героев, в значительной степени характеризует их самих. Например, внешний вид имения Манилова свидетельствует о бесхозяйственности и непрактичности владельца: «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть...». В глаза бросается нелепое несоответствие между высокопарной надписью на беседке — «храм уединенного размышления» — и простыми «серенькими бревенчатыми избами». Подобное же несоответствие звучит и в описании дома Манилова, где «чего-нибудь вечно недостает»: два кресла уже несколько лет стоят без обивки, по вечерам рядом с изящным подсвечником «ставился какой-то просто медный инвалид» и так далее.

Гоголь в поэме «Мертвые души» нередко подчеркивает, усиливает впечатление от той или иной характерной особенности. Этой цели служит, например, описание погоды, которая стояла в тот день, когда Чичиков приехал к Манилову: «Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».

Иначе изображает Гоголь владения Коробочки. Хозяйственность этой помещицы сразу бросается в глаза: во дворе много живности, на грядках растут разнообразные овощи, крестьянские избы «показывали довольство обитателей». Однако описание владений Коробочки Гоголь начинает с ее жилища: «...комната была обвешана старенькими, полосатыми обоями; картины с какими-то птицами между окон: старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате...». Множество мелких деталей — для чего Гоголь их так подробно описывает? И описание содержимого комода Коробочки, которого Чичиков не видел, где среди разной рухляди припрятаны мешочки с деньгами

— какую роль оно играет в характеристике помещицы? Описывая все это, автор подчеркивает скопидомство Коробочки; мелкие детали обстановки дома исподволь подготавливают читателя к знакомству с ограниченной, мелочной натурой хозяйки. Рисуя портреты своих героев, Гоголь останавливается не только на их внешности, но также показывает их манеру поведения, речи, в которых раскрывается сущность характера и интересов того или иного персонажа.

Приторная слащавость Манилова, его чрезмерное стремление выглядеть любезным и благовоспитанным заметно уже при первом взгляде на него, и если это и не отталкивает сразу, то вскоре уже нагоняет скуку на собеседника: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...». Отметив какую-либо типичную черту в своих персонажах, Гоголь и показывает, как эта особенность проявляется в жизни, в общении. Желая проявить уважение к гостю, Манилов доходит до смешного. В конце концов он и Чичиков самым комичным образом одновременно протискиваются в дверь. Лексика Манилова также характеризует его внутреннюю бессодержательность, соединенную со стремлением к внешнему изяществу. Фразы Манилова порой поражают своим комизмом («Позвольте вам этого не позволить...») или излишним нагромождением слов: «Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?»

Портрет Коробочки очерчен довольно приблизительно: «...Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Очевидно, что автор стремился показать типические черты не одной только Коробочки, а всей совокупности подобных ей существ. Яркой характеристикой помещицы, как и в случае с другими персонажами Гоголя, служит ее речь. Лексика Коробочки наглядно демонстрирует ее необразованность и ограниченность: «Ах, какие ты забранки пригинаешь!», «маненько», «нешто». Недвусмысленно проявляется и прижимистость Коробочки, все мысли которой вертятся вокруг убытков и доходов.

Однако ключевым моментом в характеристике помещиков является их отношение к продаже мертвых душ. Манилов и здесь верен своей бесхозяйственности. Он, конечно, весьма удивился странному желанию Чичикова купите мертвые души. Но ради того, чтобы сделать приятное гостю, он не только отдает небывалый товар даром, но и берет на себя расходы по оформлению документов. Коробочка, несмотря на явную выгоду предложенной сделки, долго мнется — ее, как человека ограниченного, пугает необычность товара: «...Меня одно только и останавливает, что они мертвые». Но не только это беспокоит Коробочку — основная ее забота заключается в том, чтобы как-нибудь не продешевить. В столь непосредственном стремлении к наживе Коробочка оказывается столь же комичной, как и Манилов — в потугах выглядеть образцом учтивости. «Авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся» — все это она всерьез говорит о мертвых душах!

По такой же схеме Гоголь описывает и других помещиков, образы которых выведены в поэме «Мертвые души». Собакевич, Ноздрев, Плюшкин — между ними огромное различие, но каждый из них по-своему типичен. Однако легко проследить и общие черты, объединяющие всех этих персонажей в категорию «мертвых душ». Все они живут за счет труда крестьян, лишены каких-либо высоких идеалов и целей, бездеятельны либо заботятся только о личном обогащении. Поэтому именно они — настоящие «мертвые души» в поэме Гоголя.




See also: