1. Творческий путь Радищева.

2. Образ русского народа.



3. Радищев — новатор русской литературы.

А. Н. Радищев родился в семье саратовского дворянина в 1749 году. Будущий писатель получил блестящее по тем временам образование, окончив гимназию при Московском университете и продолжив свое образование в Лейпцигском университете. Большое влияние на развитие мировоззрения молодого человека оказал его старший друг по университету Ф. В. Ушаков, благодаря которому юноша на всю жизнь уяснил, что важно не только иметь знания, но и уметь применять их на практике. Еще студентом Радищев сделал первые шаги на литературном поприще. Однако прежде чем стать известным писателем, ему потребовалось накопить материал, приобрести определенный жизненный опыт. Александру Николаевичу посчастливилось побывать и на гражданской, и на военной службах, поездить по многим странам, сравнить жизнеустройство европейских государств с российским, более того сделать определенные выводы.

Он явился первым писателем XVIII века, который постарался рассмотреть и проанализировать «существо социальных противоречий». Будучи высокообразованным и благородным человеком, Александр Николаевич не мог не замечать недостатки и несправедливости окружающего его мира. Широко распространенное повсеместно насилие, часто провоцирующееся самодержавно-крепостническим строем, вызывали в нем отвращение и негодование. Именно поэтому писатель сочувствовал простому народу, о чем в первую очередь свидетельствуют и его произведения.

Безусловно, наиболее известным произведением Радищева стало его «Путешествие из Петербурга в Москву». Именно в ней без прикрас автор повествует о современной ему России, о безвыходном положении ее народа. Подобная книга не могла понравиться цензуре, тем более что первыми ее читателями стали сама Екатерина II и начальник тайной полиции С. И. Шешковский. Императрица сразу же сделала вывод: «Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, сразу же жадно прицепляется с редкой смелостью». Вскоре Радищева арестовали, поместили в Петропавловскую крепость и приговорили к смертной казни, хотя вскоре приговор был заменен, наверное, еще более тяжким испытанием — десятилетним сибирским острогом. И хотя Павел I отменил ссылку, а Александр I даже вернул опального автора в Петербург и даже привлек к работе Комиссии по составлению законов, моральные и душевнее силы Александра Николаевича были подорваны. Он скончался в 1802 году, приняв яд. Тем не менее «Путешествие из Петербурга в Москву» все же нашло своего читателя, пусть и много десятилетий спустя. Высоко ценил это произведение

А. С. Пушкин, который даже начал работу, дополняющую радищевское произведение под поздним названием «Путешествие из Москвы в Петербург». К сожалению, великий поэт не смог завершить это начинание, хотя оно существенно дополняет образ мира, воспроизведенный в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Многие главы произведения повествуют о нелегкой жизни крепостного крестьянства. В главе «Любани» читатель знакомится с крестьянином, который должен обрабатывать свой участок в воскресение, поскольку в остальные дни он занят на поле

помещика. Даже мимолетного взгляда достаточно, чтобы путешественник понял, на чьем поле в данный момент находится работник. Безусловно, на господском поле невозможно так легко поворачивать соху. Из дальнейшего диалога главных героев можно сделать вывод, каковы настоящие производственные отношения барина и его крепостного: «Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным? — Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую... — Так ли ты работаешь на господина своего? — Нет, барин, грешно бы было так же работать. У него не пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь».

В каждой новой главе Александр Николаевич подчеркивает бесчеловечное отношение помещиков к своей собственности, то есть к крепостным: «Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут». Тем не менее простой народ, несмотря на свое бедственное положение, сохраняет оптимистичное расположение духа и не считает себя жертвой обстоятельств. Простой люд отличается теми высокими нравственными принципами, на которых держится Россия, хотя и среди крепостных немало сломленных душ, которые являются рабами не только по положению, но и по духу. На протяжении всего произведения читателя не оставляет мысль о том, что сам автор сочувственно относится к своим героям. В беседах со случайным знакомым крестьяне проявляют себя людьми рассудительными, обладающими высоким чувством собственного достоинства, более того, умеющими проявить сострадание к тем слоям населения, которые пребывают в еще худшем состоянии, чем они.

В главе «Едрово» писатель рассказывает о крестьянской девушке Анюте, которая привлекательна прежде всего своей нравственной чистотой. Несмотря на бедственное положение, она не принимает бескорыстную помощь путешественника. Обостренное чувство чести и собственного доски инства не позволяют девушке воспользоваться чьей-то добротой. В своем произведении писатель делает образцом женской красоты не светскую львицу или богатую наследницу, славящуюся изысканными нарядами, а простую сельскую красавицу, любуясь ее чистотой, свежестью и безыскус-ностью. По мнению Александра Николаевича, идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное», «при-* ятности» «без покрова хитрости». Красота у автора тесно сплетена с трудом, поскольку только у тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены». Крепкое физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа писатель противопоставляет моральной и физической деградации дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного.

Одним из первых писатель обращает внимание на удивительную одаренность русского народа, указывая на огромный творческий потенциал простого человека. Русский народ отличается большой музыкальностью, поэтому любые ситуации: благоприятные и сложные, сопровождаются песнями, то хороводными и задорными, то грустными и протяжными. Более того, Радищев уверен, что простые люди способны более глубоко, нежели их утонченные господа, сопереживать и чувствовать музыкальные произведения. Во время песни слепого старика: «жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка, на лице отрочества явилась робость, неложный знак болезненного, но неизвестного чувствования».

Русский фольклор, по мнению писателя, как нельзя лучше проявляет особенности народа, его душу. Радищев со своей точки зрения раскрывает качества русского национального характера. Безусловно, его взгляды идут в разрез с мнением Екатерины II, которая воспринимает русский люд исключительно в качестве покорного и религиозного исполнителя господской воли. Александр Николаевич раскрыл образ простого крестьянина совершенно с иной стороны: «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчивым. Если захочет разогнать скуку или, как-то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву». Радищев выступал за экономическое и политическое освобождение народа, более того, мечтал о том, чтобы и сам народ почувствовал себя морально освобожденным.

Новаторство Александра Николаевича заключается прежде всего в новых антифеодальных идеях. Никто до него не выносил на страницы художественного произведения взгляды, созвучные миропониманию многих русских просветителей того времени, таких как Н. И. Новиков или Д. И. Фонвизин. Некоторые ученые считают, что таким образом писатель осуществлял борьбу за уничтожение крепостного права, причем этот путь можно считать вполне революционным. В любом случае «Путешествие из Петербурга в Москву» произвело неизгладимое впечатление на представителей высшего сословия. Молва заставила даже саму Екатерину II прочитать произведение и сделать вывод, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

В художественном плане «Путешествие из Петербурга в Москву» также является новаторским произведением. С первых страниц читателя подкупает доверительный тон повествования. В своем произведении Радищев нередко использует новый литературный прием, когда сначала путешественник в своем воображении воссоздает ложную модель того или иного социального явления, а затем, столкнувшись с действительностью, рисует реальную картину вещей. Сам принцип построения произведения не подразумевает разностороннего раскрытия всех без исключения характеров, только образ главного героя — путешественника, выписан довольно четко и ясно, однако это совершенно не умаляет достоинств произведения.

Повествование «Путешествия из Петербурга в Москву» подчиняется основному эстетическому принципу писателя: «Истина есть высшее для нас божество». Ради этого стоит преодолеть много трудностей, опуститься на самое дно, где ил, который «мутится и тмит прозрачность вод», и даже заслужить царскую немилость.




See also: