1. Василь Быков: окопная правда.

2. Человек перед лицом выбора в произведениях Быкова.



3. «Сотников»: психологический контраст персонажей.

4. Негероический героизм.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы волнуют писателя. В своих произведениях он касается вопросов окопной правды, той войны, что видели солдаты из своих окопов, маленькие люди, которые захватывали безымянные высоты. Быкова интересует нравственно-психологическая сфера существования человека перед выбором: жизнь или смерть. Его произведения — это отдельные фронтовые эпизоды, локальные ситуации. Ему интересно, как испытывается на прочность характер человека в критических условиях. Чем больше давят на человека внешние обстоятельства, тем с большей силой проявляется внутренний потенциал героя — как положительный, так и отрицательный. Быков изучает, как и почему не герой по определению вдруг оказывается героем, хотя он не оценивает действия своих персонажей как героические. Писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. Очень многие повести Быкова имеют в основе ск> жета сходные ситуации, но в каждой из них непременно заложен выбор. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. Героическую концепцию Быков определяет не результатом поступка, а нравственной способностью человека совершить этот поступок. Повести Быкова строятся по принципу параболы. Герой из настоящего переносится в прошлое и может осознать свой поступок и его последствия наиболее полно.

Для произведений Быкова характерна поэтика контраста, парности и противостояния героев. Герои противопоставлены друг другу либо в идейнонравственной плоскости, либо в психологической. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников». На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак, которые морозной ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова показывают читателю, как сильно развито у него чувство долга, сознательность, выносливость. По ходу повествования главных героев преследует одна неудача за другой.

Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересен способ построения повести — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. В этой повести Быков противопоставляет героев скорее в психологическом плане, они не спорят по идейным соображениям, но в сложной ситуации ведут себя по-разному.

После допроса Рыбак говорит Сотникову, что надо прикинуться смирными, и что ему предложили пойти в полицию. Сотников понимает, что чувствует его напарник, и понимает, что тот может сорваться. «Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж — побежишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников». Его опасения не напрасны, Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. В этой повести Быков ставит очень непростые вопросы. Что такое человек перед сокрушительной силой нечеловеческих обстоятельств? На что способен человек, понимая, что смерть неизбежна? Финал повести трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи снимают с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор. Сотников же выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. И хотя он не знает, поможет ли его смерть в данной ситуации спасению многих людей, это единственный возможный для него путь. Перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика. Сотников улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть. Смерть Сотникова и ее последствия не выглядят героическими, но в сравнении с Рыбаком, не устоявшим перед угрозой смерти, Сотников выглядит героем. Тем не менее, автор не подает этот эпизод войны как героический, подчеркивая тем самым, что такие ситуации на войне перешли в разряд бытовых, и ожидали людей каждый день.

люди. В образах героев Зощенко возникает образ искореженного мира. Его герои ощущают себя очень зависимыми от жизненных обстоятельств. Все герои Зощенко — это люди, стоящие в стороне от истории, не решающие глобальных мировых проблем. Им бы разобраться в себе, своих маленьких проблемах, которые для них выглядят весьма значительными. Рассказы Зощенко и его герои рождают ощущение бедности, скуки жизни. Все общественные преобразования не объединяют нравственную жизнь людей, а создают между ними пропасть.

В повести «Коза» главный персонаж — служащий Забежкин. Сюжет и образ героя восходят к гоголевской традиции, образу маленького человека. Все в жизни героя сосредоточено на козе, которую он увидел в чужом дворе. Забежкин с самого начала ведет себя как герой пародийно-романтического склада. Мечта об обладании этой козой становится навязчивой идеей. Забежкин даже хочет жениться на женщине, которой она принадлежит, Домне Павловне, только чтобы обладать козой. Коза для героя становится символом сытой жизни, основой материального достатка, которого у него нет. Забежкин очеловечивает козу, придумывает ей имя — Машка. У него с козой устанавливаются доверительные отношения, некий тайный сговор. Перед каждым ответственным моментом он забегает к козе посоветоваться. Финал повести смешной и трагичный одновременно. Коза, оказывается, принадлежит не Домне Павловне, а телеграфисту. Для Забежкина это катастрофа. Он теряет смысл жизни, опускается, в финале отдает свое пальто Домне Павловне задаром. За это она приглашает его по праздникам обедать. Он ходит только ради того, чтобы увидеть козу, но телеграфист запрещает ему с ней видеться. Забежкин больше не приходит обедать. Писатель создает комичный и жалкий образ человека, которому даже не для чего жить, которого лишили смысла жизни, пусть смехотворного, но поддерживавшего его.

Сатира Зощенко образовала особый «отрицательный мир». Как считал писатель, воссоздал он этот мир для того, чтобы «он был осмеян и оттолкнул бы от себя».




See also: