1. Повествование о судьбах богов.

2. Борьба с Хаосом и соперничество богов.



3. Смертные любимцы богов и неотвратимость Судьбы.

Наследие древнегреческой и древнеримской цивилизаций оказало огромное влияние на развитие европейской культуры, причем это относится не только к материальным достижениям, но и к образам античной мифологии, которые на протяжении многих веков продолжают интересовать писателей, философов и искусствоведов. Действительно колоритные фигуры богов, их необузданные характеры, резко оттеняемые трагической обреченностью всех их деяний, потому что и боги бессильны перед Роком, несомненно, способны потрясти человеческое воображение. Конечно, в наших глазах боги античности едва ли соответствуют идеалу божества как всемогущей, всеведущей и справедливой сущности надмирового уровня: их характеры и страсти слишком человеческие для богов, и лишь бессмертие и более широкие возможности возвышают их над смертными героями мифов. Нужно отметить, что мифология Древней Греции и Древнего Рима во многом совпадает — греки и римляне почитали одних богов, только под разными именами. Но откуда мы знаем о древних богах? Одним из кладезей древней мифологии конечно же является эпос Гомера — поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя в них рассказывается о приключениях смертных героев, боги наряду с людьми принимают участие в событиях. Кроме того, в тексте есть вставки, повествующие о тех или иных приключениях богов. Но не только благодаря Гомеру до наших дней дошли сведения о верованиях древних. Нужно отметить труды древнегреческого поэта Гесиода, в поэме «Теогония» изложившего мифы о происхождении мира и богов. Многие известные мифологические эпизоды послужили сюжетами для трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида — знаменитых древнегреческих драматургов. Древнеримские писатели также обращались к мифологии: наиболее известным произведением является «Энеида» Вергилия, где, как и в гомеровском эпосе, боги принимают деятельное участие в жизни людей. Стоит отметить и поэму Овидия «Метаморфозы», в которой автор объединил в единое целое множество мифологических сюжетов, посвященных превращениям героев. Разумеется, перечень источников, из которых мы можем узнать о приключениях древнегреческих и древнеримских богов, на этом не исчерпывается.

Наиболее громкие победы богов — это победы над чудовищами, символизирующими деструктивные силы Хаоса, а также над другими богами. Согласно мифологии древних греков, воспринятой и римлянами, из Хаоса возникли первые боги, среди которых и сама Земля — Гея. Однако Хаос обладает двойственной природой: из него родилось все, но он же и стремится поглотить, разрушить все. Силы Хаоса в мифологии воплотились в образах чудовищ и гигантов. Однако не только с ними сражаются боги: значительное место в мифологии принадлежит вражде между представителями разных поколений богов. Первыми богами были Уран и Гея — Небо и ЗемЛя. Их сын, титан Кронос (или Сатурн), — Время — ниспроверг своего отца. Однако и жестокому Кроносу, глотавшему собственных детей, не вечно суждено было наслаждаться своей властью: его сын Зевс (Юпитер), в свою очередь, сверг Кроноса и заточил его в глубинах Тартара. Таким образом, мы видим, что в победах богов над богами тесно сплетены преступления и возмездие за них. Победителю грозит участь, подобная участи побежденного (Зевс также мог бы быть низвергнут своим сыном, если бы зачал его с океанидой Фетидой).

Итак, второе поколение богов — титанов — было побеждено третьим поколением во главе с Зевсом. Но это была не единственная война бессмертных — против Зевса восстали гиганты, дети Геи, и только благодаря помощи смертного героя Геракла, сына Зевса, богам удалось победить своих противников. Отнюдь не всемогущи древние боги: как ни сильны они, не слабее и те, кто противостоит им. В связи с этим в мифологии распространен мотив неокончательной победы богов: бессмертные гиганты, погребенные в недрах Земли, пытаются освободиться — от этого происходят землетрясения и извержения вулканов.

Но, казалось бы, победа Аполлона над змеем Пифоном была окончательной — чудовище убито. Однако в «Метаморфозах» Овидия звучит все тот же мотив неполной победы: Пифона-то Аполлон победил, но что ему делать с безответной любовью к нимфе Дафне, охватившей его по насмешливой прихоти коварного Эрота?

Интересен мотив обожествления смертного героя, одержавшего великие победы: подвиги Геракла, без которого даже боги не смогли обойтись в битве с гигантами, нередко представляют собой всю ту же борьбу с чудовищами Хаоса, извечными противниками богов. Сын бога и смертной женщины, Геракл после смерти становится божеством, пирующим на Олимпе.

Однако далеко не всем смертным, являющимся детьми богов, уготована такая завидная участь. А ведь все боги были бы рады сделать бессмертными своих смертных детей и возлюбленных. Некоторым это удается, но и это не обязательно становится источником радости для богов. Эос, богиня утренней зари, полюбила прекрасного юношу, но забыла вместе с бессмертием попросить для него вечную юность — и муж богини вскоре стал стариком. Но почему же нельзя сделать его молодым? Почему нельзя дать вечную жизнь многим другим героям? Что за ограничение лежит на возможностях богов — существ, которые по определению всемогущи?

Сильнее всех богов — Судьба, Рок. Даже деяния богов определены Судьбой: боги не могут изменить участь, которую тому или иному человеку выпряли мойры — Клото, Лахезис и Атропос. В невозможности повлиять на многие события заключается причина многих страданий богов. Боги вынуждены смиряться с падением государств, которым они покровительствовали, с гибелью людей, которых они бы желали сделать бессмертными. Гелиос-Солнце каждый день восходит на колесницу, которая напоминает ему о гибели сына Фаэтона. Вечно придется красавице Эос смотреть на постаревшего супруга. Хром Гефест, искусный кузнец, которого в детстве не любила мать и которому изменила жена. А боги предшествующих поколений? Навечно заперт Кронос в недрах Тартара, вечно взирает Гея на все страдания своих потомков. Нескончаемые муки терпел Прометей, прикованный к скале...

Зачастую ускользающие, призрачные победы, но страдание всегда настоящее. Не роднит ли это древних богов с людьми, вне зависимости от того, в какую эпоху они живут? Впрочем, Гесиод полагал, что некогда жило «поколенье людей золотое», подобное богам:

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов.

И печальная старость

К ним приближаться не смела...

По утверждению древнегреческого поэта, эти люди, прожив отмеренное время на земле, превратились в местные божества. Немалая победа над равнодушием Рока. Только досталась она людям, превратившимся в богов, а не богам по рождению...




See also: