1. Служение Скалозуба и суждения Молчалина.

2. Огненное фамусовское общество.



3. Один в поле воин.

Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые.

В. Беганьский

В своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов сталкивает два поколения. Он показывает нам, что они очень далеки друг от друга как по взглядам на жизнь, так и по своим принципах. У каждого из них свои правила и законы. И кажется, что они живут в совершенно разных мирах. Старое поколение не принимает новых веяний времени, молодое не желает перенимать те уроки, которые накопились с годами. Они настолько разобщены, что никак не могут прийти к взаимопониманию.

Такое противоречие в произведении показано как в монологе одного героя, так и в разговоре нескольких персонажей.

Первое воплощается в осуждении Скалозубом книг, приводящих к вольнодумству и заставивших его двоюродного брата оставить службу. С ним согласен Фамусов, который также чувствует отрицательное влияние литературы на его общество и время.

Скалозуб

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Фамусов

Вот молодость!.. — читать!., а после хвать!.. Разговор же о правилах служения вызывает ожесточенный спор между Чацким и Фамусовым. Последний радостно рассказывает о своем родственнике, который умел хорошо всем угождать, чтобы добиться необходимых званий и чинов. Но Чацкий считает, что подобное служение топчет человеческое достоинство! Он ни в коем случае не приемлет для себя такого поведения. Он не отказывается служить, но хочет выбрать свой путь, который не заставит его унижаться. Недаром именно в его уста А. С. Грибоедов вкладывает знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Однако в произведении встречается несколько персонажей, которые жили по одним законам, но скоро для себя приняли совершенно другие. Они, если можно так сказать, лишены развития. Время вытеснило в них новые веяния, которые могли бы привести их к открытиям. Такое переход А. С. Грибоедов запечатлел в образе Платона Михайлови-ча.

Чацкий

Ну, Бог тебя суди;

Уж точно, стал не тот в короткое ты время;

Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя

И носишься на борзом жеребце;

Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла. Платон Михайлович (со вздохом)

Эх! братец! славное тогда житье-то было.

Но и в новом обществе все равно остаются те, кто живет по старым законам. Таковым является Мол-чалин. Значит, и молодое поколение начинает раскалываться на две части, в нем нет и не может быть единства. О каком общем духе с вольнолюбивым Чацким можно говорить, если Молчалин уже усвоил очень мудрую истину, позволяющую ему чувствовать себя спокойно в фамусовском обществе: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Александр Андреевич Чацкий выбирает совершенно другие жизненные принципы. Он внутренне не согласен с тем, что происходит вокруг, что постоянно цепляется за жизнь, в то время как пора оставить надежды на проживание в новом мире по старым законам. Чацкий вслух высказывает все то, о чем больше не может молчать его возмущенное сердце. Это воплощается в знаменитом монологе Чацкого «А судьи кто?». Он поднимает самый важный вопрос — о связи поколений.

И говорит о том, что готов брать пример со старшего поколения. Чацкий не хочет разрушать традиции, которые складывались в прежние времена. Но он прекрасно понимает, что в фамусовском обществе нет и никогда не будет ничего нового.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Общество живет по старым правилам, которые неприемлемы для нового времени. Так Чацкий остается совершенно один в этом мире. Другие такие, как Молчалин и Платон Михайлович, понимают его стремления, но они предпочитают оставить все на своих местах, не говоря окружающим поперек ни одного слова. Им обоим можно дать определение, которое Чацкий относит к Молчалину: муж-мальчик, муж-слуга. Но в этот список можно внести еще одну героиню — Софью. Для себя она принимает законы старого общества несмотря на то что они в какой-то мере противоречат ее натуре. Автор нам нигде не показывает, каково ее отношение к происходящим событиям. Поэтому можно было бы сказать, что она остается на стороне Чацкого. Однако Софья не принимает и его жизненную позицию. Возможно, она понимает, что он в какой-то мере прав. И в этом случае девушка не остается равнодушной. Другие не согласны с некоторыми позициями молодого человека, но они оставляют его в покое. Софья же, наоборот, ранит очень больно. Сначала она называет его змеей, а потом пускает слух о его сумасшествии. Возможно, девушка понимает насколько могут быть губительны слова Чацкого для окружающих, поэтому дает такое определение давно знакомому ей человеку, который резко высказывается о бессловесных людях, то есть Молчалине.

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Но старое поколение представлено довольно-таки монолитно. В нем автор не показывает никакого разобщения. Сначала он представляет отдельные личности, такие как Фамусов, Скалозуб, которые своими речами показывают, что не принимают для себя новых веяний времени. Но автор дает нам возможность представить себе все общество, с которым сталкивается Чацкий. Оно представлено на балу в доме Фамусовых. Этот мир весьма разнообразен. Так бал становится своеобразной картиной, на которой поэт-художник постарался показать все оттенки минувшего века. В ней не только представлены образы екатерининских времен (Хлестова), но и современные жители нового общества (Платон Михайлович, Загбрецкий). Каждый из них по-разному приспосабливается к нынешнему веку. Но все они непременно сохраняют дух прошлого, который никак нельзя изменить несмотря на то что он может приносить только вред.

Попадая в такое общество, Чацкий понимает, что его косность победить нельзя, что оно очень далеко от его современных взглядов на жизнь. Век минувший не принимает для себя бег времени. Оно для них словно застывает, не позволяет двигаться вперед и осознавать, что все вокруг постоянно трансформируется. Меняются моды, пристрастия, государь, который по-разному формирует вокруг себя общество. Об этом застое очень хорошо пишет И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний»: «Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девчонкой».

И получается, что Чацкий лишний в этом мире. Он со своими взглядами и убеждениями никогда в нем не уживется. Александр Андреевич не принимает для себя его законов, но и оно не готово к тому, чтобы в нем распространялись такие вольнолюбивые мысли. Поэтому старое поколение, век минувший губит Чацкого. Он понимает, что ему нужно оставить это общество и найти тех, кто станет ему намного ближе не только по своим взглядам, но и словам и действиям. Александр Андреевич называет фамусовский мир огнем, который не щадит никого, кто в него попадает. Ведь в итоге все остаются в его власти.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

И он решает, что нужно уехать. Поэтому отчаянно кричит: «Карету мне, карету!»

В этом произведении автор показывает, как далеко от нынешнего века век минувший. Он пытается всеми силами сохранить свою власть и показать, что еще довольно-таки сильны его позиции. Он хочет всех убедить в том, что мир лучше не перекраивать по-новому. Недаром Фамусов называет Чацкого карбонари. В тот период это означало бунтовщик, неблагонадежный человек.

И правда, как один единственный человек может противостоять обществу? Но это осуществимо, в этом показана сила Чацкого, то есть век минувший боится его. Заметим, как легко и быстро он признает приезжего сумасшедшим. Значит, автор дает нам понять, что и один в поле воин, тем более когда он так убежден в своей правоте и готов бороться за него несмотря ни на что. Например, Чацкий разочаровывается даже в любви к Софье. Но это не ослабляет, а, наоборот, дает ему новые силы, чтобы он смог в дальнейшем убедить юные сердца в том, что век минул. Поэтому нужно жить по законам нового времени, но при этом обязательно понимать, что в нем может быть полезного и нравственного.




See also: