1. Значение творчества Брюсова.

2. Ранние стихи поэта.



3. Брюсов — мэтр русского символизма.

В искусстве важен искус строгий.

Прерви души мертвящий плен

И выйди пламенной дорогой

К потоку вечных перемен.

В. Я. Брюсов

В. Я. Брюсов по праву занимает одно из ведущих мест в истории символизма России. Именно он стал вдохновителем первого коллективного выступления «новых» поэтов. Брюсов — теоретик символизма. Родился поэт в зажиточной купеческой семье. С детства он тяготел к чтению. На творческий путь поэта оказало огромное влияние знакомство с поэзией французских символистов. В своем дневнике молодой поэт писал: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!» И он целиком отдался воплощению своей мечты в жизнь. Поэт вспоминал: «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией П. Верлена и С. Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати». В 1893 году Брюсов написал письмо Верлену, в котором сказал о своем предназначении распространять символизм в России.

В 1890-х годах Брюсов написал ряд статей о французских поэтах, создал драму «Декаденты (Конец столетия)», в которой рассказал о жизни П. Верлена и его взаимоотношениях с М. Моте и А. Рембо. В тот же период он издал три сборника «Русские символисты».

В 1895 году вышел первый сборник стихов Брюсова «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). В этой книге особенно ярко проявились черты, характерные для раннего творчества поэта: тема борьбы с отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» к новому миру. Уже в первом сборнике поэта можно увидеть принцип «искусства для искусства». Поэт — «одинокий мечтатель», равнодушный к людям. Порой желание его оторваться от мира доходит до темы самоубийства. При всем том поэт ищет новые формы стиха, создает необычные образы. Например, в следующем стихотворении очень сильно ощущается влияние Верлена, как, впрочем, и во всех стихах сборника:

Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине...

Следующий поэтический сборник Брюсова вышел в 1897 году. Он получил название «Ме eum esse» («Это я»). Брюсов здесь все еще холодный мечтатель, отстраненный от ничтожного, грязного мира. Период первых своих сборников сам поэт впоследствии называл декадентским. Книга открывается программным стихотворением «Юному поэту».

Позднее Брюсов стал одним из руководителей издательства «Скорпион», которое объединило сторонников нового искусства. В «Скорпионе» в 1900 году был издан следующий поэтический сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»). Он открыл новый урбанистический этап творчества поэта. Сборник был посвящен К. Д. Бальмонту. Заметное место в нем занимают мифологические темы. Помимо них, Брюсов воспевал темп жизни большого города, социальные противоречия, городской пейзаж.

Брюсов по праву считается мэтром символизма России. Он был основным действующим лицом в журнале «Весы», печатном органе русского символизма. Брюсов был и автором, и редактором «Весов». В журнале печатались и стихи А. Белого, К. Д. Бальмонта, В. И. Иванова, М. А. Волошина. Роль Брюсова в русском символизме сложно переоценить. «Весы» благодаря поэту стали наиболее авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние на творчество многих поэтов своей критикой. Он пользовался огромным авторитетом среди современников.

В стихах Брюсова можно проследить основные тенденции русского символизма. Читатель видит противоположные начала: жизнеутверждающие и пессимистические. С одной стороны, поэт говорит о любви, призывает к созиданию, борьбе за существование. С другой стороны, смерть для поэта — блаженство, стремление к смерти превыше всего, самоубийство соблазнительно. Главное действующее лицо поэзии Брюсова может быть отважным бойцом или отчаявшимся в жизни человеком.

Брюсов внес огромный вклад в развитие стихотворной формы, он использовал вольный стих, неточные рифмы, разрабатывал длинные размеры с внутренними рифмами.

Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра

ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра...

Брюсов, начиная с 1893 года, выступал в качестве литературного критика. «Далекие и близкие» — это наиболее полный сборник критических статей поэ-та-символиста. В своих статьях он раскрывает теорию символизма, выступает с высказываниями о взаимосвязи формы и содержания в литературе. Образцы нового стиля, которые Брюсов стремился привить на русскую почву, создавались под огромным влиянием стихов Ш. Бодлера, П. Верлена, раннего М. Метерлинка. Стихи эти отличались мимолетностью настроений, случайных ассоциаций. В ранних сборниках Брюсов еще лишь пробует свои силы в символистской поэзии. Как он сам впоследствии признавался, что его ранние стихи в определенной степени дерзкий эпатаж, ориентированы они были на узкий круг таких же поэтов нового времени, символистов. Совершенно иначе дело обстоит с его более поздними стихами.

Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), оказавший огромное влияние на младосимволистов, таких как

А. А. Блок, А. Белый, был задуман в качестве образца сборника символистской поэзии. Брюсов в предисловии писал: «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью... книга стихов раскрывает свое содержание последовательно от первой страницы к последней. Стихотворение, выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница из связного рассуждения. Отделы в книге стихов — не более как главы, поясняющие одна другую, которых нельзя переставлять произвольно».

Сам поэт считал вершиной своего поэтического творчества сборник «Stephanos» («Венок»). Вот что он писал: «“Венок” завершил мою поэзию, надел на нее воистину “венок"». По мнению Иванова, каждое стихотворение в сборнике представляло собою «новое открытие в царстве поэтических форм». Брюсов стремился к все более совершенной законченности своих поэтических творений, продумывал соразмерность частей.

Брюсова с полным правом можно назвать мэтром русского символизма. Вклад в отечественную поэзию его сложно переоценить. И хотелось бы завершить свое сочинение строчками из стихотворения самого Брюсова, выразившими его поэтические устремления. Стихотворение называется «Поэту» (1907):

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щеки обжечь...




See also: