1. Достоевский — тонкий психолог.

2. Поиск причин человеческих поступков.



3. Любовь в жизни человека.

Во все времена и на всех континентах писатели в своих произведениях старались приоткрыть миру тайный и часто противоречивый внутренний мир человеческой личности, со всеми ее желаниями и устремлениями. Не оставались в стороне и российские литераторы. Наверное, лучше всего в этом преуспел великий писатель XX столетия Ф. М. Достоевский.

Именно от его внимательного и все замечающего взгляда не могли ускользнуть даже мельчайшие движения и порывы человеческой души. Поэтому при чтении произведений Федора Михайловича создается впечатление, что не автор, а сами главные герои создают сюжет романа или повести, опираясь на свои благородные или дурные наклонности. Персонажи живут собственной жизнью, которую определяют их привычки или окружающие условия, но никак не воля писателя. Именно поэтому в «Преступлении и наказании» Раскольников не может раскаяться в своем преступлении в первой же части, ему для этого нужно осуществить тяжелую внутреннюю работу, а Свидригайлов не едет в Америку, а сводит счеты с жизнью. Читателя в первую очередь поражает страстность и жизненность главных героев. Кажется, что это не выдуманные персонажи, а люди, живущие совсем рядом. Так четко писатель продумывает и прорисовывает картину внутреннего мира человека, где есть и свои островки света, и затемненные уголки. Достоевский никогда не ограничивается только лишь анализом тех или иных поступков своего героя, он внимательно и даже иногда дотошно стремится разобраться, что послужило толчком к подобному действию, что подвигло героя принять именно такое решение. Любые чувства рассматриваются в этом отношении более тщательно. Конечно же не остается без внимания Федора Михайловича и такое всепоглощающее и до конца так и не познанное человеком чувство, как любовь. Зачастую именно им продиктованы мотивы поступков, совершаемых главными героями произведений писателя.

Достоевский рассматривает любовь не в качестве достижения райской безоблачной жизни, греющейся в лучах взаимопонимания между любящими друг друга людьми. Для него это чувство прежде всего ассоциируется с серьезной, а иногда и мучительно трудной внутренней работой над собой. Оно неминуемо требует от влюбленного персонажа определенного духовного уровня, преодоление своих слабостей, и самопожертвование. Способность растворяться в близком человеке до остатка дана далеко не каждому. Несмотря на то что всякий заявляет, что хоть раз в жизни да любил по-настоящему, едва ли насчитается пятеро из ста, кому это на самом деле под силу. С другой стороны, если человек способен на это чувство, то есть надежда, что где-то глубоко внутри у него прячется живая человеческая душа. Так, к примеру, всей своей беспутной жизнью и трагической кончиной Аркадий Иванович Свидригайлов доказывает, что настоящая любовь перерождает, заставляет более внимательно относиться к чувствам других людей. Влюбившись в Дуню, этот человек по-новому пересматривает свою жизнь. Он уже не может себе на пользу обратить слабость другого человека, тем более любимой: «...опять образ Ду-нечки появился перед ним точь-в-точь как была она, когда, выстрелив в первый раз, ужасно испугалась, опустила револьвер и, помертвев, смотрела на него, так что он два раза успел бы схватить ее, а она и руки бы не подняла в защиту, если б он сам ей не напомнил. Он вспомнил, как ему в то мгновение точно жалко стало ее, как бы сердце сдавило ему...».

Любовь писатель неразрывно связывает с сочувствием и даже жалостью, отсюда проистекает желание во что бы то ни стало помочь своему близкому, даже ценой личного счастья или жизни. Это великое чувство у Достоевского всегда приходит через страдание и только благодаря ему. Часто герои произведений писателя сознательно заменяют настоящую любовь к равному себе на любовь-жалость, любовь-спасение к обиженному и оскорбленному. Стремление к самопожертвованию, к примеру, очень развито в князе Мышкине, главном герое романа «Идиот». Тонко чувствующий, совестливый князь не мог не обратить внимания на портрет Настасьи Филипповны, где в глазах красавицы явно затаилось скрытое страдание. Главный герой сразу же понял, что этой женщине немало пришлось перенести в этой жизни, и уже это навеки привязало князя к незнакомке: «Удивительное лицо! И я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она?» Однажды прочувствовав тяжелое состояние женщины, он уже не мог бросить ее на произвол судьбы. Князь Мышкин готов протянуть руку помощи каждому, нуждающемуся в этом. Он любит Настасью Филипповну, но совершенно не той любовью, которой бы ей хотелось. В разговоре с Порфирием Рогожиным Лев Николаевич говорит, что желает он только одного, чтобы эта страдающая женщина наконец-то обрела покой и счастье, так как она и так немало натерпелась на своем веку. В то же время князь испытывает сильные чувства к Аглае. Он осознает, что сильно расстраивает своею возлюбленную своими взаимоотношениями с Настасьей Филипповной, однако не может поступить по-другому, помогая заблудшей душе встать на ноги.

Безусловно, Настасья Филипповна понимает, какую жертву приносит Лев Николаевич, и как все гордые и страстные натуры, не может принять подобную любовь. Она-то его любит по-настоящему, а не испытывает к нему жалостью. Неразделенные чувства толкают ее на безрассудные поступки. Она мечется между возможностью находиться с нелюбимым, но любящим ее до безумия Рогожиным или быть с любимым, но только жалеющим ее князем Мышкиным. Причем выбор в пользу первого сулит ей гибель, а жизнь со вторым принесет лишь чувство вины за неоправданную жертву и сожаления. Любовь, но уже в несколько другом качестве, присуща и другой героине Достоевского Соне Мармеладовой. Чувства это хрупкой девушки нельзя назвать только лишь жалостью, хотя в них присутствует немалая доля сочувствия и самопожертвования. Ее душа наполнена любовью к окружающим людям, к своим близким. Именно она толкает Соню на «грязь физическую», вынуждая ради спасения своей семьи идти на панель. Ради других людей она способна опуститься на самое дно, однако нравственная чистота девушки остается не тронутой.

Здесь Достоевский показывает своим читателям, что «грязь физическая» не идет ни в какое сравнение с «грязью нравственной». Торгуя своим телом, Соня тем не менее оказывается целомудреннее многих из ее окружения. Все ее действия продиктованы не какими-либо личными мотивами, а необычайно интенсивным жертвенным чувством любви. Несмотря на то что Соня сильно жалеет и сочувствует Раскольникову, он не чувствует себя оскорбленным, как Настасья Филипповна. Он верит в искренность любви девушке, только недоумевает: «Эта-то, эта-то него? Я-то что ей? Чего она плачет, чего собирает меня, как мать или Дуня?.. Люблю, что ли, я ее?» И сам же заключает: «Нянька будет моя!» Соня, как свое, чувствует его страдание и помогает, как может: беда Родиона становится их общим несчастьем. Соня готова следовать за этим человеком на край земли. Любовь и сострадание помогаю преодолеть ей всяческие препятствия и последовать за Раскольниковым даже на каторгу. Только эта девушка в силах помочь Родиону заново обрести себя, вернуть себе покой желание жить дальше. Склонность к самопожертвованию, человеколюбие и доброжелательность как магнитом притягивают людей к Соне. Даже каторжники относятся к ней с той бережливой осторожностью и нежностью, которую так долго не понимает сам Родион.

Федор Михайлович искренне уверен, что любовь простирается далеко за границы узких человеческих отношений между двумя людьми. Это чувство охватывает переживания человека и к своим близким, и к родине, и к людям вообще. А потому оно способно не просто помогать, а духовно возрождать и развивать человека. Только после обретения любви к Соне Раскольникову удается достичь душевного покоя, гармонии с самим собой и окружающими людьми. Человеколюбие и сострадание князя Мышкина позволяют ему снова и снова прощать Настасью Филипповну и каждый раз бросаться ей на помощь несмотря на ее резкие перепады настроения и выходки. С другой стороны, любовь иногда не может изменить трагического финала. Как не смогла она уберечь главных героев романа «Идиот» от смерти, болезни и забвения.




See also: