1. Особенности пушкинского языка и широкий тематический охват.

2. Поэзия русской природы в творчестве Пушкина.



3. Масштабные картины современной поэту России и ее исторического прошлого.

Многие литературоведы полагают, что А. С. Пушкин является своего рода фундаментом русской литературы, создателем современного русского литературного языка. Однако ведь и до Пушкина существовал русский язык. Имена таких предшественников Пушкина, как Державин и Ломоносов, достаточно хорошо известны и в наши дни. Почему же именно с Пушкина традиционно ведется отсчет новой эпохи в русской литературе?

Юность Пушкина пришлась на время, когда в литературных кругах между сторонниками А. С. Шишкова и Н. М. Карамзина шел спор о том, каким должен быть русский литературный язык. Шишков в своем стремлении сохранить чистоту языка доходил иногда до смешного, предлагая использовать давно вышедшие из употребления славянские слова и даже слова, придуманные им лично по образцу древнеславянских. Конечно, язык Карамзина был гораздо ближе к живому разговорному, но он был чересчур изящным, нарочито возвышенным. Что же касается Пушкина, то его язык всегда естественен и соответствует описываемому предмету или явлению. В произведениях Пушкина мы найдем и славянизмы, придающие тексту особую торжественность, и заимствованные иностранные слова, подчеркивающие колорит эпохи, и простонародные слова и выражения... Поэзию Пушкина характеризует особая легкость, точность стиха, меткость эпитетов и своеобразие метафор. А ведь до Пушкина поэты писали достаточно тяжеловесным, торжественным языком, продраться сквозь который не каждому читателю под силу. Прозаические произведения Пушкина отличаются высокой степенью реалистичности изображения, гуманизмом и безупречным стилем. А насколько многогранен талант Пушкина! Он создавал литературные произведения в самых разнообразных жанрах: стихотворение и поэма, роман, повесть, драма. Пушкин не боялся творческих экспериментов. Например, его роман в стихах «Евгений Онегин» явился новым словом в русской литературе.

Но талант Пушкина проявился не только «вширь», в масштабах творческого размаха, но и «вглубь». В силе эмоционального и психологического проникновения в сущность изображаемых характеров, событий и явлений, в точности и яркости их изображения.

Пушкин — мастер изображения русской природы во всех ее проявлениях. Поразительно, как точно можно передать с помощью слов и мелодики стихи не только статичные, но и постоянно меняющиеся, как в калейдоскопе, картины!

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Одно и то же проявление стихии принимает различный облик в поэзии Пушкина. Буря в стихотворении «Зимний вечер» почти живое существо; образ бури, метели не единожды появляется и в поэтических, и в прозаических произведениях Пушкина. В стихотворении «Бесы» буря предстает как собрание бесприютных духов, бесов:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

Не менее зримо поэт передает и спокойные картины природы, смену времен года, кратко характеризуя основные черты каждого сезона. Восторг перед осенью в одноименном стихотворении — это живая картина природы и связанных с ней переживаний поэта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Не менее яркие, убедительные картины русской природы можно найти и в более крупных произведениях Пушкина, как поэтических, так и прозаических. Интересно отметить, что в некоторых произведениях разгул стихии в определенном смысле определяет дальнейшую судьбу героя, как например в повестях «Метель» и «Капитанская дочка».

С неподражаемым мастерством Пушкин показывает и мир отдельной личности, и жизнь русского общества в различные эпохи. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин несколькими штрихами обрисовал и петербургскую жизнь своего героя, полную светских развлечений, и простую сельскую жизнь семьи Лариных, и новый блеск Татьяны, ставшей «законодательницей зал». Герои Пушкина: Онегин, бесполезно мыкающийся без целей и интересов, восторженный Ленский, лишь недавно выпорхнувший из аудиторий Геттингенского университета и потому оторванный от реальности, кокетливая резвушка Ольга, Татьяна, мечтательная и цельная натура, — все они дети своей эпохи и вместе с тем вечные человеческие характеры, которые меняются лишь в деталях, оставаясь неизменными в своей сути. А еще Пушкин мимоходом приводит историю матери Татьяны и Ольги, светской барышни, помешанной на романах и модах, влюбленной в какого-то франта, а в деревне ставшей примерной супругой и хозяйкой. Еще в романе мелькают деревенские помещики, прибывшие на именины Татьяны, ее петербургские тетушки, очаровательные актрисы, которыми некогда увлекался Онегин... Обо всех них Пушкин говорит вскользь, а насколько живыми и реальными предстают они перед читателем!

И тут дело не в том, что в «Евгении Онегине» Пушкин изобразил своих современников. В произведениях, посвященных историческому прошлому России, образы героев и колорит эпохи столь же убедительны. В «Капитанской дочке», которая изначально задумывалась Пушкиным как история пугачевского восстания, изображены представители различных слоев населения: мелкопоместные дворяне, офицеры, скучающие в провинциальных крепостях, казаки и крепостные крестьяне. Хотя Пушкин показывает нам восстание Пугачева так, как его видит главный герой романа, Петр Гринев, оставшийся верным долгу офицера и дворянина, автор не дает однозначных оценок ни той, ни другой стороны. Напротив, Пушкин беспристрастно изображает ограниченность и неорганизованность некоторых генералов императрицы, предвзятость судей. Не умалчивает он ни о жестокости Пугачева, ни о его своеобразной справедливости. На реалистическом полотне предстает целая эпоха — живая, яркая и правдивая.




See also: