1. Мистический ореол пушкинского текста.

2. Бездуховная власть денег.



3. Обесцененные человеческие отношения.

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.

Ф. Бэкон

В 1830 году А. С. Пушкин отправляется в Болдино, чтобы вступить во владение имением. Но из-за холеры вынужден остаться там на три месяца. Этот период в творчестве великого прозаика и поэта именуют Болдинской осенью. Он много пишет: стихи, статьи, «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Писатель выбирает разные жанры для выражения своих раздумий над философскими проблемами. И некоторые из них носят мрачные тональности, например стихотворение «Бесы». Поэт начинает постигать всю сложность и противоречивость жизни. Перед ним словно раскрываются новые тропинки в знакомом лесу, полном неожиданностей. Так в поэтическое и прозаическое полотна Пушкина вторгаются психологические черты, позволяющие приблизиться к пониманию того мира, который его окружает.

«Ужасный век. Ужасные сердца!» — это всеобъемлющая характеристика не только времени рыцарства и преклонения перед прекрасной дамой. Это и описание мира, общества пушкинского периода. Такое определение вполне можно соотнести и с нашим временем, в котором происходит немало случаев, отрицательно сказывающихся на жизни многих людей.

Особенность «Маленьких трагедий» Пушкина в том, что они представляют собой цикл, в котором каждое произведение отражает наиболее ярко одну из важнейших жизненных проблем. Поэт сам указывал на то, что все это — переработки других произведении. Но «Скупой рыцарь» остается самым загадочным текстом. По мнению некоторых исследователей, у него нет прототипа. Да и сцены из Честоновой трагикомедии, о которой говорил автор, тоже не существует. Все это придает пушкинскому произведению мистический ореол.

Но именно в этом произведении поэт поднимает важные проблемы: о веке настоящем и о черствости сердец, которые своим равнодушием могут нанести непоправимый ущерб не только себе, но и окружающим. Главным пороком в произведении «Скупой рыцарь» становится власть. Именно она подталкивает Барона копить деньги и золото. Ведь только на такой солидной, но бездуховной основе держится власть. Но она отрицательно сказывается не только на обществе в целом, но и на каждом отдельном человеке.

Поэт показывает нам, что деньги лишены самого главного — духовной составляющей. Ее нет в процессе приобретения денег. Барон зарабатывает на унижении человеческого достоинства. Но власть прибыли настолько затмила ему разум, что он рассказывает печальную историю одной вдовы как забавный случай из жизни.

... Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась...

И такое унижение стоило всего лишь старинный дублон. Как обесцениваются жизнь и сочувствие в том мире, в котором должно царить благородство! Дамам во времена рыцарства поклонялись. Были, конечно, тогда и бедные женщины, которые не удостаивались такой чести. Но Барон в произведении назван рыцарем, хоть и скупым. Так что он должен был хотя бы просто взять долг и не унижать так мать с тремя детьми.

В то же время деньги не используются на благо даже самого хозяина: он просто складывает их в сундук. Но именно такой предмет приносит ему власть. А это для Барона является самым главным на свете.

Я царствую!.. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

В этих нескольких строчках Барон поведал нам смысл своей жизни. В ней есть стремление только к накопительству, славе. Именно из таких кубиков складывается его счастье. Но даже такое понимание радостей жизни основано на бедах других людей. Весь этот сундук полон не только золотыми монетами. В нем есть частичка людской боли и страдания. Если собрать все унижения и оскорбления, которые испытали люди, чтобы наполнить такую емкость золотом, то они никогда не поместятся в сундуке Барона. И он сам об этом говорит, хвастаясь тем, каким путем смог добиться такого богатства. И мы понимаем, что его душу не может тронуть никто из людей, тем более, когда на кону будет стоять какой-то старинный дублон.

Да! Если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б В моих подвалах верных.

Барон упивается своей властью, он не видит за ней живых людей. Только сундук может в нем вызывать сердечный трепет. И о сыне своем, храбром рыцаре, он даже не вспоминает. Единственное, о чем думает «скупой рыцарь», так это снова о своих деньгах. Он боится, что сын вмиг расточит все свое наследство.

Так писатель показывает нам, что деньги и богатство никогда не приносят ничего хорошего. Они губят своего обладателя. А он в свою очередь способен извести всех, кого только можно заподозрить в намерении покуситься на такое сокровище.

Всю свою жизнь Барон прожил в маленькой тесной комнате, под названием сундук. Его душа принадлежит только этому золотому «сосуду». Только ему он может рассказать о своих тайнах и надеждах.

Я каждый раз, когда хочу сундук Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Возможно, такой подход к жизни имеет право на существование. Поэтому поэт так красочно и подробно описывает мир, в котором живет Барон. Это не говорит о том, что Пушкин поддерживает его, но он пытается показать нам, что таковы законы времени. И если мы их не принимаем, то должны бороться с ними. Так и поступает сын Барона — Альбер. Он понимает, что между ним и отцом стоит большая преграда — сундук золота. И разрушить эту глухую стену ему не под силу. Тогда он и обращается за помощью к Герцогу.

Однако в заключительной сцене во дворце мы понимаем, что тот, кто обладает несметными сокровищами, никогда не откажется даже от их маленькой частички. Поистине «ужасный век, ужасные сердца».

Барон, чтобы сохранить свои деньги от любого посягательства, готов оклеветать собственного сына. Писатель недаром прячет молодого человека в соседней комнате. Он получает шанс услышать то, о чем, может быть, и догадывался, но во что не хотел верить. Собственный отец обвиняет его в буйстве и низких пороках. Так деньги и власть рушат не только нормальные отношения между людьми, но и семейные узы, которые должны быть самыми крепкими. В этот союз отца и сына вмешиваются золотые дублоны, которые могут также быстро пропасть, как и появиться. Пушкин показывает нам, что Барон делает неправильный выбор. Вместо родного сына он выбирает сундук с золотом. И самое опасное в том, что «скупой рыцарь» не только не осознает, но даже не понимает, что в жизни должно быть одно богатство — семья.

Молодой человек тоже становится продолжателем отцовской традиции. Он не копит денег, но принимает вызов Барона на дуэль. И только Герцог возмущается такому положению дел. В этом эпизоде показаны последствия воспитания Барона. Во-первых, молодой человек готов переступить через любой рубеж для достижения своих целей (не таким же был и остается Барон). Во-вторых, Альбер не осознает своих действий. Он сам себе не дает отчета в собственных поступках. Черствость сердец в этом роду будет передаваться от поколения к поколению. Они не смогут воспитать своих детей так, чтобы те смогли увидеть весь ужас происходящего. Это замкнутый круг. Недаром Герцог и говорит о том, что этот век ужасен. Он делает своеобразное обобщение: от такого человеческого порока не скоро удастся избавиться. Это лишний раз подтверждается в момент смерти Барона. Он не задумывается над тем, что сын смог ответить на его вызов. Он не думает о том, что молодой человек, совершенно не приспособленный к жизни, останется один. В его голове звучит только одна мысль:

Стоять я не могу... мои колени

Слабеют... душно!., душно!.. Где ключи?

Ключи, ключи мои!

Пушкин представляет нам в небольшой трагедии разные оттенки и последствия проявления безграничной власти денег. Он показывает, что они никогда. ни во времена рыцарства, ни в наш век не приносят ничего положительного. Они дают власть, но она не имеет никакой духовной основы. Поэтому власть также быстро рассыпается, как и строилась.

Следовательно, в основе нашей жизни должны быть родственные узы и уважительное отношение к человеку, который, возможно, когда-нибудь именно тебе протянет руку помощи. И подобное богатство не должно строиться на корысти. Этой простой истины, кроме Герцога, никто не понял, поэтому автор именно в его уста вкладывает фразу: «Ужасный век, ужасные сердца!» Но мы еще можем попытаться изменить не столько других, сколько самих себя, чтобы рядом с нами был не безжизненный сундук с золотом, а простой человек, способный словом размягчить душу и развеять все сомнения.




See also: