1. Идейное содержание произведения.

2. Нравственное падение Германна.



3. Узкий круг персонажей повести.

А. С. Пушкин создает «Пиковую даму» в 1833 году. К этому времени поэт уже довольно взрослый зрелый человек со своими вполне сложившимися взглядами. В своем произведении он серьезно показывает и рассматривает проблему единства азарта, богатства, любви и светской жизни. И именно в такой последовательности одно составляющее не может существовать без другого.

Азарт неминуемо приводит к нехватке средств и к активным поискам денег на следующую игру. Здесь явно прослеживается влияние внешних обстоятельств на поведение главного героя. Его беда состояла в том, что молодой человек не осознавал и не ценил чистоту, доброту, преданность других людей, все измеряя материальными категориями. Даже сильная личность, каким был Германн, не способная справиться и преодолеть это заблуждение. Главный герой с самого начала выбирает путь азарта, вкладывая все свои силы и устремления в бесполезное по сути дела занятие. Сумев избежать одни ошибки, он тем не менее совершает другие. Скрытный и честолюбивый Германн «имел сильные страсти и огненные воображение, но твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости», однако расчетливость послужила тому, что он потерял любовь Лизы, самого светлого, что случалось в его жизни.

Повесть «Пиковая дама», по мнению литературоведов, является одним из самых новаторских произведений своего времени. Она поражает читателей своей оригинальностью, мистичностью, хотя проблемы в ней поднимаются вполне реальные. Пушкин, ратующий за устранение в прозе излишних изысков и поворотов, использует простой и лаконичный язык, воздерживаясь от грамматических и синтаксических ухищрений. Именно поэтому авторские эпитеты и другие языковые средства не только не мешают, а помогают восприятию произведения, делая более доступным тот или иной эпизод. Александр Сергеевич особенно тщательно подбирает в повести эпиграфы, которые как бы предваряют содержание последующей главы. Каждое из этих выражений превосходно отражает описываемый момент. Особая роль отводится общему эпиграфу: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Именно это чувство проявляет к Германну графиня Томская. Его же вызывает главный герой у автора произведения. Таким образом, пиковая дама выступает в качестве своеобразного символа кары для всех обывателей, для тех, кто может променять любовь на пошлость, истинные ценности на самообман и негативные мысли.

Действие повести начинается с рассказа графа Томского о таинственной истории, приключившейся с его бабушкой в молодые годы. Женщина пользовалась успехом в светском обществе и слыла взбалмошной красавицей. Однажды она проиграла в картах огромную сумму денег, не могла заплатить долг из собственных средств. Любящий муж наотрез отказался выплачивать деньги за свою азартную супругу. Графине Томской пришлось обратиться к своему старому знакомому графу Сен-Жермену, который славился своим богатством. Мужчина предложил светской красавице отыграться, узнав тайну трех крат, однако после этого она никогда не должна была садиться за карточный столик. Графиня согласилась. Она смогла отыграться и всю жизнь верно хранила свою тайну. Лишь однажды она помогла своему знакомому Чаплицкому отыграться с условием. Что тот навсегда оставит азартные игры.

Рассказ внука таинственной старухи запал в душу Германна, который не мог участвовать в карточных играх ввиду своего незавидного материального положения. Этот человек был сыном обрусевшего немца, оставившего ему небольшой капитал. «Будучи твердо убежден в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти... Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки. Ибо рассчитал, что его состояние не позволяло ему жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Безусловно, такой человек не мог не загореться идеей узнать тайну трех тайн. Более того, он вознамерился быть представленным старухе во что бы то ни стало. Пока он размышлял, как добиться этого, ноги сами собой приносили его к заветному дому, где жила графиня.

Однажды в одном из окон он увидел прекрасную девушку, и это решило его участь. Лизанька являлась воспитанницей старой дамы, которая была довольно изобретательна в своих причудах. Девушка была настоящей мученицей в этом доме: «Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата было во всех ошибках автора... Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали... Все ее знали и никто не замечал; на балах она танцевала только тогда, когда недоставало vis-a-vis...». Безусловно, это огорчало самолюбивую девушку. Возможно, именно поэтому она так быстро обратила внимание на расчетливого Германна, который просто завалил ее любовными записками, взятыми из немецких романов.

Через любовь неопытной девушки молодой инженер хотел добраться до старухи. Он настоял на свидании с Лизанькой у нее в каморке, когда графини не будет дома. Однако хозяйка неожиданно вернулась. В надежде выпытать у Томской ее тайну, Германн спрятался у нее в кабинете. Ночью молодой человек вышел из своего тайника, однако слабое старое сердце не выдержало такого потрясения, и графиня умерла. Оставив покойницу, Германн поднялся к девушке и сказал ей о смерти ее благодетельности. Слова лживого поклонника расстроили Лизаньку, она вдруг поняла, что «у этого человека, по крайней мере, три злодейства на душе!» Молодой человек признался также, с какой целью он начал приударять за девушкой. Ему не было ее жалко, как не испытывал он чувства вины по отношению к несчастной старухе. «Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения. Никем не замеченному Германну удалось покинуть дом. Молодой человек даже пришел на похороны графини, поскольку не мог «заглушить голос совести, твердивший ему, что он убийца». Он, будучи хладнокровным военным инженером, способным подчинять свои чувства разуму, все же не может отделаться от сожалений о потерянной тайне. Его целью было самоутвердиться в обществе с помощью определенного капитала, которая со смертью старухи отодвигалась на неизвестно какое время.

На следующую же ночь после похорон Германну приснился сон, в котором старуха открыла ему тайну трех выигрышных карт: тройки, семерки и туза. Взамен она потребовала, чтобы инженер женился на ее воспитаннице. Молодой человек долго не мог опомниться, и веря и не веря одновременно своему видению. Три этих карты преследовали его и на Яву, и во сне: «...тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Отныне Германном завладела одна единственная мысль — «воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила». Наконец знакомый свел инженера с председателем общества богатых игроков Чекалинским. Оказавшись за карточным столом, Германн поставил на кон все, что у него было — сорок семь тысяч. Он выиграл, получил деньги и тут же отошел от стола.

На следующий день молодой человек вновь появился у Чекалинского и поставил все свои деньги и вчерашний выигрыш на кон. Германн снова выиграл, увеличив свой капитал на девяносто четыре тысячи, но не стал продолжать игру. Успех настолько вскружил голову, что молодой человек совершенно забыл и про условие старухи, и про саму Лизаньку. На третий день Германн снова сидел за игровым столиком. На этот раз он проиграл все свои деньги. Ему выпала пиковая дама, сильно напоминающая графиню Томскую. Не вынеся потрясения, инженер сошел с ума. Жизнь остальных героев повести сложилась вполне благополучно. Ли-занька нашла свое счастье, выйдя замуж за любезного молодого человека, а внук старухи продвинулся по служебной лестнице и женился на княжне Полине. Можно сказать, что Германн по заслугам поплатился за свое бездушие, хитрость и приверженность скорее к миру материальному, нежели духовному.

В повести «Пиковая дама» сравнительно мало действующих персонажей. Все вертится по сути дела вокруг трех людей: Германна, графини Томской и ее воспитанницы Лизаньки. Главный герой при этом обладает натурой довольно многозначи-

тельной и трагичной. Определенные сходства сближают его с Лизанькой. Однако в отличие от своего мнимого поклонника девушка стремится не к материальным благам, а к счастью, которое рассматривает, как жизнь с любимым человеком. Ее мысли и мечты чисты и невинны. Возможно, именно поэтому автор в конце произведения осуществляет ее мечту. Но самой таинственной и даже чуточку «демоничной» предстает перед читателем сама графиня Томская. Женщина, прожившая насыщенную бурную жизнь, в конце своего пути как бы перерождается в пиковую даму, несущую в себе тайную недоброжелательность. Именно она становится невольной зачинщицей всей этой страшной истории.

Александр Сергеевич наверняка специально остановился только на этих трех образах, сделав остальных персонажей только статистами, на фоне которых разыгрываются эти трагические события. Это позволило ему не распыляться, а полностью сконцентрироваться на главной теме произведения, более ярко показать последствия материалистического отношения к жизни, доказать, что помимо денежных средств в этом мире существуют по-настоящему важные вещи — добрые человеческие чувства, любовь, умение держать свое слово.




See also: