1. Содержание книги.

2. Анализ рассказа «Смерть Долгушева».



3. Отношение автора к войне.

«Конармия» И. Э. Бабеля рассказывает читателю о трудных временах, о том страшном времени, когда в кровавом водовороте смешались судьбы различных людей. Гражданская война разъединила многие семьи. Нередко случалось так, что родственники оказывались по разные стороны фронта и с ненавистью уничтожали друг друга. С другой стороны, произошло невольное сближение совершенно противоположного по мировоззрению, восприятию окружающего и воспитанию людей. Так, в Красной Армии плечом к плечу воевали и бывший крестьянский парень, и еврейский интеллигент, и привыкший к войне казак. Но все они, проходя суровую военную школу, вынуждены были меняться. Раннее имевшиеся ценности были забыты. Кругом бушевало насилие, пренебрежение к личному достоинству других людей, разгулье смерти.

Действие рассказа «Смерть Долгушева» происходит во время короткого перерыва между боями. Полк пошел в наступление, а Грищук с Лютовым на своей тачанке «остались одни и до вечера мотались между огневых стен». Чужие части их не принимали, а штаб дивизии был куда-то перемещен. Полки вошли, но скоро вновь оставили Броды. Поляки наступали. Вскоре тачанка случайно наткнулась на польский разъезд и оказалась под открытым огнем. Грищук, уже пожилой человек, вдруг спросил своего спутника, «зачем бабы трудают-ся». Этот необразованный казак, видя творящуюся кругом несправедливость — смерть тысяч людей, пришел в искреннее недоумение. С детства заложенные в нем народные вековые традиции и житейская мудрость не в силах были помочь ему найти ответ на простой вопрос, к чему человеку жить, создавать семью, рожать детей, если его ждет такая ничтожная смерть, к чему все мучения и страдания, если человеческая жизнь ничего не стоит и никому не нужна: «Смеха мне, зачем бабы труда-ются...». Лютов не успевает ответить на вопрос, им на дороге встретился тяжело раненный телеграфист Долгушов. Живот у него был вырван, поэтому с первого взгляда было понятно, что дни или даже часы его сочтены. Он умоляет Лютова и Грищука пристрелить его и сообщить о своей смерти родным. Лютов не в состоянии выполнить просьбу Долгушого. Еврей-интеллигент, получивший хорошее светское и духовное образование, не может переступить через себя. Он не вправе решать вопросы Всевышнего: жить или умереть человеку. И в то же время ему жалко телеграфиста, нарастает внутренний конфликт. На одной чаше весов — моральные установки и нравственные ценности, на другой — желание облегчить страдания смертельно раненного боевого товарища. Лютов отказывает Долгушову и пришпоривает коня. Тем не менее Лютов испытывает чувство вины перед ним и когда его единственный друг Афонька Бида выполняет просьбу телеграфиста, Лютов подходит к нему с виноватой улыбкой.' Безусловно, Афоньке нелегко далось это решение, однако здесь пересилила жалость к собрату по несчастью. Казак не задумывался о сложных вещах, просто избавлял Долгу-шова от страданий. Скорее всего он не испытывал страданий морального свойства. В нем горела ненависть к врагам, которые убили еще одного боевого товарища. Эту ненависть он и выплеснул на подошедшего Лютова: «Жалеете вы, очкастые нашего брата, как кошка мышку...». Ярость была столь сильна, что Афонька наверняка бы застрелил и своего друга Лютова, если бы Грищук не остановил. Дружба между этими людьми была безвозвратно потеряна. Это осознавал и сам Лютов, и Грищук, вдруг вынувший из сиденья сморщенное яблоко и предложивший его спутнику.

В своем рассказе Бабель старается донести до читателя, что любая война — это великая трагедия. В ее условиях, сталкиваясь с кровью и грязью, трудно сохранить свое лицо или как-то привыкнуть, подстроиться к ситуации. Война все равно перевернет все с ног на голову, заставит совершать поступки, противные совести и человечности, сделает неправым и казака, помогающему умирающему, и интеллигента, не сумевших переступить через свои моральные ценности и идеалы.




See also: