I. Народное веселье в «Вечерах...”.

2. Любовь и красота в произведении.



3. Тема нравственной стойкости человека.

4. Красота родной природы.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя повествование ведется от лица человека из народа, пасечника Рудого Панька. Писатель не случайно выбрал именно такую форму построения цикла

— как серию небольших историй, которые рассказывает этот человек. Гоголь стремился подчеркнуть тесную связь своих повестей с устным народным творчеством. Действительно темы и образы, которые автор использует в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», несомненно, почерпнуты из фольклора, а также из живой жизни народа. Гоголь описывает обряды и поверья, связанные с некоторыми праздниками, наиболее почитаемыми в народе. В повести «Ночь перед Рождеством» значительное место отведено обычаю колядования: молодые люди и девушки ходят по селу, поют особые праздничные песни — колядки, а односельчане дарят им за это подарки — что-нибудь вкусненькое. Гоголь убедительно передает дух беззаботного веселья, сопровождающего рождественский праздник — еще бы, девушкам и парубкам найдется, о чем поговорить. «Воображаю, каких наговорят смешных историй!» — поддразнивает кузнеца Вакулу красавица Оксана.

Бесшабашное веселье парубков мастерски изображено писателем в повести «Майская ночь, или утопленница». Молодые люди не просто гуляют и пьют. Их хулиганские проделки направлены против сельского головы, на которого рассердился родной сын, Левко — он-то и предводительствует веселыми односельчанами. Такие шутки как нельзя более по вкусу удалым парубкам: «Что за роскошь! Что за воля! Как начнешь беситься — чудится, будто поминаешь давние годы. Любо, вольно на сердце; а душа как будто в раю. Гей, хлопцы! Гей! Гуляй!..».

Безудержный, раздольный дух народного веселья сродни природе, ее стихийным проявлениям. И любовь лучших представителей народа так же неудержима и беспредельна. Ведь именно любовь к Ганне и ревнивое негодование по отношению к отцу, пытающемуся отбить возлюбленную у родного сына, становятся причиной того, что Левко сам зовет парубков погулять как следует, то есть придумать что-нибудь особенное, запоминающееся — и не только им самим, но и сельскому голове. Стихийные силы природы, воплощенные в образе русалки, утопленницы, приходят на помощь влюбленным: «...Я знаю, тебе не золоту нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку...».

Герою повести «Сорочинская ярмарка», молодому казаку Грицько, чтобы добиться руки своей возлюбленной, приходится пуститься на хитрости. Влюбленному Грицько ничего не жалко, лишь бы получить в жены свою Параску. Он за бесценок отдает своих волов цыгану, взявшемуся помочь незадачливому жениху. Чтобы принудить отца Па-раски сдержать свое обещание выдать дочь за Грицько, в дело идут и конкрадские штучки цыгана, и суеверие почтенного Солопия Черевика. Вид красного рукава повергает его в трепет, так как Со-лопий уверен, что это рукав от свитки черта.

Через многие испытания приходится пройти и герою другой повести — кузнецу Вакуле из «Ночи накануне Рождества». Красавица Оксана язвительно смеется над ним, не подавая ему никакой особой надежды на взаимность. В довершение всех издевательств он предлагает кузнецу принести ей башмачки царицы — вот тогда Оксана выйдет за него замуж!

Что толку любить такую девушку, а кузнец бы и глаз с нее не сводил! Но не только Вакула, и сама Оксана отлично знает о том, что она красива. Она любуется собой почти с тем же чувством, с каким смотрит на нее страстный влюбленный — с восхищением, с восторгом, с обожанием. Но, оказывается, не такая Оксана самовлюбленная и бессердечная, как может показаться. Любовь и личные достоинства кузнеца, покорно сносившего ее капризы, не оставили ее равнодушной. Ей уже не нужны и башмачки царицы — самое главное, что Вакула, пропавший неведомо куда, вернулся целым и невредимым.

Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» большое внимание уделяет красоте — как человеческой, так и красоте природы. Но еще одна тема звучит в этих повестях — это тема красоты внутренней, нравственной стойкости перед лицом испытаний. Кузнец Вакула, пришедший в отчаяние от насмешек Оксаны, дошел до того, что готов был заключить договор с чертом, чтобы хоть ценой своей души добиться любви капризной красавицы. Вера и набожность кузнеца достаточно сильны. Очутившись нос к носу с чертом, уже радостно предвкушающим победу над Вакулой, кузнец припугнул черта и заставил его выполнить свои требования, при этом ничем не жертвуя перед врагом рода человеческого.

Красивой девушкой была Пидорка из повести «Вечер накануне Ивана Купала», наверное, ничуть не хуже капризной Оксаны. Только не принесла ей счастья внешняя красота. Петрусь, возлюбленный Пидорки, погубил свою душу и убил брата девушки ради золота — золота, без которого суровый отец не соглашался выдать девушку замуж за ее любимого. Тяжелой и безрадостной была жизнь Пидорки с Петрусем, душа которого навеки омрачилась ужасным преступлением. А когда умер Пет-ро страшной смертью, сгорел на месте, то ушла Пидорка в монастырь. От прежней ее красоты ничего не осталось — от красоты внешней. Но, несомненно, ее душевная сила и красота лишь возросли, раз Пидорка достойно вынесла те испытания, через которые ей пришлось пройти.

Немалую роль в прославлении красоты играет и описание природы. Автор с восхищением описывает тишину и покой ночи — в зимний мороз ли, весной, но с равным мастерством и любовью: «Знаете ли вы украинскую ночь? о, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их заключен в темно-зеленые стены садов...».




See also: