1. Лживые надежды теоретиков.

2. Самообманы Раскольникова и Базарова.



3. Трагический финал.

Часто, когда человек отрывается от реальный жизни и создает умозрительные теории, его подстерегает серьезная опасность оказаться под воздействием самообмана. Ложь губительна сама по себе, поскольку она унижает любого, однако она страшна вдвойне, когда вызывает несбыточные надежды. Те, как правило, неминуемо приводят к разочарованиям и потерям. В результате восхитительная сказка с четкими правилами, разделением добра и зла вдруг в один момент обращается в хаос, совершенно стирающий различия между черным и белым, прекрасным и ужасным. Увлечение какой-нибудь ложной теорией может сбить с пути, а то и сломать даже сильную свободолюбивую личность. Не всякий способен объективно оценить ситуацию и признать свою ошибку, отказавшись от обманчивой и прекрасной пелены. Многие писатели в своих произведениях старались рассмотреть, как теория может влиять на личность, управлять ею, тем более идеи увлекают обычно натур неординарных, жаждущих активной деятельности во благо своего народа и родины. К сожалению, изначальная ложь сводит к минимуму эти благородные порывы. Неверно выбранный путь не может принести человеку ни творческой, ни профессиональной самореализации. Лживые надежны лишь на короткое время создают иллюзию чего-то по-настоящему важного и серьезного, а потом превращаются в пыль. В какой-то мере о лживых теориях и людях, им подвластных, писали в своих романах И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский.

В романе Федора Михайловича «Преступление и наказание» главным героем является человек, подчинивший все свои мысли и чувства одной из таких ложных теорий. Родион Раскольников, отчасти ввиду своего бедственного положения, отчасти от привычки делать умозаключительные выводы, постепенно приходит к выводу, что человечество делится на две основные группы: людей обыкновенных, участь которых терпеть и подчиняться, и людей необыкновенных, которым «все дозволено». На его жизненном пути постоянно встречаются люди, судьбы которых, по его мнению, складываются несправедливо трагично: запойный Мармеладов, его семья, сестра, готовая выйти замуж ради того, чтобы поправить материальное положение семьи. Он с одной стороны жалеет их, а с другой несколько даже презирает, ведь именно они относятся к наиболее распространенной, согласно теории, категории «тварей дрожащих». Именно их главный герой обвиняет в том, что они не смогли переступить определенную границу и перейти в разряд людей, творящих историю.

Безусловно, любая теория требует проверки жизнью и подтверждений. А испытуемый у Родиона один — он сам. Молодой человек пытается выяснить, к какой же он категории относится, кем ему предписано быть в этой жизни — «тварью дрожащей» или «право имеющим». Чтобы доказать самому себе свою избранность и уникальность, главный герой идет на один из самых страшных поступков — убийство. По мнению Раскольникова, ничтожная старуха-процентщица, как язва на лике жизни, только мешает окружающим людям. Она никому не нужна, вместе с тем ее деньги могли бы пойти на пользу, стать первой ступенькой к восхождению человека, полного замечательными

идеями, которые все человечество способны привести к счастью и благополучию. А когда цель будет достигнута, уже никому не важно станет, какими это средствами все совершалось. Уже в самой расстановке утверждения «цель оправдывает средства» закрался самообман Раскольникова. Никакие благие намерения не способны оправдать преступление, тем более когда под удар попадает беззащитный человек. Путь, выбранный Раскольниковым, — ложный. И как любой ошибочный вариант неминуемо должен привести к краху всего: надежд, жизненных установок, жизни. Окружающий мир настолько богат и разнообразен, что он никогда не впишется в рамки одной единственной теории. Возможно, именно поэтому нельзя все предугадать заранее. Как ни старался Раскольников застать старуху дома одну, в самый ответственный момент в квартире появляется случайный свидетель — сестра старухи Лизавета, которую тоже приходиться убить. Одно преступление непременно влечет за собой другое, с ним и третье: женщина оказывается беременной, поэтому от руки Родиона погибает и ее еще не рожденный ребенок. Безусловно, лживые умозаключения довольно скоро заводят Раскольникова в тупик. Однажды преступив закон, он не может найти себе оправдание с точки зрения законов нравственных, избавиться от постоянных мучений. Именно поэтому Родион так и не может воспользоваться деньгами и драгоценностями, взятыми у убитой старухи.

Главный герой очень остро ощущает невозможность оставаться с людьми, он отчуждается от общества, от своих родных. Он признает себя именно той «тварью дрожащей» и занимается самоуничижением. Герой долго не понимает ошибочность своей теории, списывая свою неудачу на свои собственные слабости. Однако Раскольников, отчасти под влиянием родных людей, постепенно начинает осознавать ошибочность своей теории. Во многом помогает ему в этом Сонечка Мармеладова, в ее прекрасной и раздавленной душе он находит утешение.

Именно она воплощает в романе светлое начало. Девушка также вынуждена переступить через себя, свои идеалы, только не ради проверки какой-то умозрительной теории, а ради спасения своей семьи. Пребывая в полном физическом унижении, она остается чистой и верующей в душе. Соня жалеет и прощает Раскольникова, но совершенно не признает идеи сверхчеловека. Для нее любое живое существо — это Божье начало, жизнью и смертью которого не вправе распоряжаться какой-либо человек. Только на каторге к Родиону приходит полное осознание своего поступка. Только здесь он смог по-настоящему покаяться, и отказаться от своей лживой теории. Свое спасение он получает в лице Сонечки, в ее чистых чувствах.

Более трагичным оказывается финал романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров, как и Раскольников, увлечен теорией, которая, к счастью, не требует человеческих жертв, однако также несовершенна, как предыдущая. Сын бедного уездного лекаря вынужден самостоятельно оплачивать свое проживание и обучение в чужом городе, перебиваясь копеечными уроками. Нелегкие условия жизни закаляют, но и существенного ожесточают этого человека. Евгений довольно быстро осознает, что ему близки теории нигилизма. Сам он определяет, что «нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Только опытным путем, считает Базаров, можно добраться до источника познания, и только личные ощущения можно считать верными. Автор произведения производит тщательные психологический анализ, раскрывающий читателям все плюсы и минусы теории главного героя. Безусловно, этот человек не лишен достоинств, однако он, ввиду ложности своей идеи, не способен заметить всю широту и богатство красок окружающего мира. Отрицая природу, искусство и высокие чувства, он обедняет прежде всего самого себя. Ставя во главу стола только материальные физические вещи, он совершено забывает о том духовном и прекрасном, что свойственно природе человека.

Безусловно, Базаров может встретить понимание со стороны людей, воспитанных в несколько ином v русле. Именно поэтому у Евгения рождается конфликт с дядей приятеля, Петром Павловичем Кирсановым, да и сам Аркадий вскоре отходит от своего «учителя» и вдохновителя, обнаружив противоречия в данной теории. На протяжении всего романа наблюдается противоборство двух героев, двух разных поколений. Однако это не может продолжаться слишком долго, теория Базарова терпит крушение. Подсмеиваясь над Аркадием и его чувствами к Кате, он сам вдруг осознает в себе настоящую любовь к Одинцовой. Оказывается и такому убежденному нигилисту ничего человеческое не чуждо. Отвергая любое чувственное проявление, Евгений сам в себе вдруг находит романтика.

Базарову повезло значительно меньше, нежели Раскольникову. С одной стороны, не нашлось такой Сонечки, которая смогла бы поддержать Евгения, дать ему шанс духовного возрождения. С другой стороны, главный герой сам не смог вовремя остановиться и посмотреть на свою теорию более критичным взглядом. Оттого и смерть его не случайна. В Базарове рождается конфликт невероятной силы: строгие убеждения цельной личности вступают в противоборство с человеческой природой, а это не способно выдержать ни одно человеческое сердце. Даже на смертном одре Базаров, не осознавая этого, доказывает ошибочность своей теории нигилизма, поскольку стремится в последний раз увидеть любимую женщину. То есть, занимаясь самообманом, главный герой поплатился за это своей жизнью. Если некоторая ложь и бывает во спасение, то самообман никогда таковым не является. Именно поэтому в таких случаях люди сами виноваты в своих неудачах.

Нельзя слепо доверять какой-либо теории или идее. Это существенно ограничивает самого человека, закрывает его в определенную раковину, куда уже сложно добраться возражениям разума. И далеко немногим так везет, что находится челрвек, который способен убедить в ошибочности toi иной теории и поддержать в трудную минуту, альной действительности чаще случается так, что самообман приводит к саморазрушению и гибели.




See also: