I. Характерные особенности творческого метода Заболоцкого.

2. Ранние произведения («Столбцы», «Метаморфозы»).



3. Произведения второго периода творчества поэта.

Заболоцкого отличает то, что поэт всегда охранял свой внутренний мир, скрывал свои чувства под маской иронии и рассудочности. Творческое преображение, по Заболоцкому, должно идти через природу. Поэт находится внутри мира, он чувствует себя частью мира. Собственная личность не должна заслонять от поэта внешний мир. Отсюда, на мой взгляд, и сложность восприятия произведений поэта.

Судьба Заболоцкого определена реалиями времени: поэт был арестован и на протяжении нескольких лет вынужден был работать на железной дороге.

Сам Заболоцкий выделял два периода своего творчества. Первый — создание «Столбцов» и поэм, второй период ознаменован написанием лирических стихотворений. Характерно, что ранние произведения Заболоцкого во многом отличаются от почти классических поздних. Но для всех стихотворений поэта общезначима философская направленность, стремление осмыслить явления жизни, бытия на уровне философии.

Можно сказать, что поэзия Заболоцкого находилась в прямом взаимодействии с философскими идеями своего времени и отражала наиболее актуальные моменты, в частности, коллективизацию.

В «Столбцах» общефилософскую значимость приобретают поэтические образы, метафоры, сравнения, а также композиция. Все элементы «Столбцов» глубоко философичны. Даль называл их свитками из несшивающихся бумаг, отдельными листами, соединенными в целое. Название отражает особое восприятие мира, как разбитого на отдельные фрагменты. Сборник состоит из двух частей: «Городские Столбцы», отображающие фантасмагорическую реальность города, где пространство оказывается ограниченным, замкнутым, безвыходным и «Смешанные столбцы», в которых преимущественно показан мир природы, где поэт обнаруживает то изначально значимое, что утрачено в реальности городской.

Поэма «Торжество земледелия» представляет собой философский манифест, в центре которого — осмысление современности, события коллективизации. Центральная тема — преобразование природы, слепой природной стихии сознательным творчеством человека, освобожденного революцией, и мечта поэта о новом единстве человека и природы, о новом их одухотворенном взаимодействии. Заболоцкий увидел в коллективизации следующее: человечество, проникнутое духом бесклассового общества, не может не ужаснуться своему разрушению природы. Человек-эксплуататор превратится в разумного организатора. Именно в этой поэме представлен образ Хлебникова как провидца, впервые заговорившего об освобождении животных («конские свободы» и «равноправие коров» ). В поэме Заболоцкий наделяет коней, быков способностью мыслить, рассуждать на равных с человеком.

В поэме декларируется убежденность поэта в том, что человек должен ощущать свою связь с Вселенной через мир природы. Если человек — носитель разума, то его цель — разумно организовать вселенную, чтобы поднять животных с иной ступени развития до уровня развития человека. Для Заболоцкого коллективизация стала способом разумного преобразования мира.

Позднее поэт пишет такие произведения, как «Поэма дождя», «Испытание воли», «Школа жуков», «Безумный волк», «Деревья» и др. Центральная идея, объединяющая все эти поэмы — разумное преобразование мира и этическое отношение человека к мирозданию. Заболоцкий стремится создать образ мира как некоего единства, где каждый предмет находится в отношениях глубокого родства со всеми другими.

Стихотворение «Метаморфозы» можно назвать знаковым, это своего рода философский манифест Н. Заболоцкого. Метаморфозы показаны поэтом как залог жизни, поскольку ее сущность состоит в обновляемости изменений, перетекании жизни из одной формы в другую.

Эта идея метаморфоз иначе осмысляется в более поздний период творчество поэта, когда Заболоцкий стремится противопоставить царящему на земле хаосу такие понятия, как добро и красота. Для поэзии этого периода характерно сближение с поэзией классических форм, философской поэзией Тютчева и Пушкина.

Заболоцкому удалось при изменении формы сохранить глубокую философичность содержания. В поздних произведениях читатель не найдет отвлеченности поэзии, все конкретно, как у классиков. Особое значение приобретает идеал красоты — эстетическое, таким образом, приравнивается к этическому.

В стихотворении «Лесное озеро» образ озера предстает как бездонная чаша прозрачной воды, которая «сияет и мыслит мыслью отдельной». Озеро становится источником правды и животворной воды.

Продолжая развивать идею метаморфоз, Заболоцкий демонстрирует безграничные возможности человека. Например, за некрасивой внешностью скрывается необыкновенной красоты душа («Некрасивая девочка» )... Поэт задается вопросом: «Что такое красота? Сосуд пустой или огонь внутри?»

Для Заболоцкого сердце поэзии — в ее содержательности. Можно с уверенностью сказать, что Заболоцкий был и остается одной из наиболее многогранных творческих натур, и своеобразность творческого метода — одна из характерных черт эстетики Заболоцкого.




See also: