1. Противоречивое отношение поэта к родине.

2. Прославление поэтом героического прошлого России.



3. Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа.

Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни.

В. Г. Белинский

Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в развитие русского литературного языка, создал социально-психологический роман, Лермонтов является мыслителем, поэтом-гуманис-том, патриотом, который оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

Лирика М. Ю. Лермонтова романтически окрашена. Поэт как художник слова, создавая свои произведения, переступал границы жанра. Художественное воплощение его мыслей оказывалось шире стандартных рамок и классических канонов. Это относится и к теме родины в творчестве поэта. Родина у М. Ю. Лермонтова — сложный противоречивый образ. В стихотворении «1830 год. Июля 15-го» — это счастье «семьи родной», дом детства, где все грело сердце», «все было мне наставник или друг, все верило младенческим мечтам». И та же мысль в стихотворении 1840 года «Как часто пестрою толпою окружен». Поэт, находясь в драматическом конфликте со светским обществом, лелеет «в душе старинную мечту» — вновь оказаться в местах, где прошло детство, и окунуться в мир родной природы.

Однако уже в юношеской лирике поэта зарождается неприятие той России, где «стонет человек от рабства и цепей». Чувство протеста против страны, где «царствует порок» и где нет возможности воплотить идеалы свободы и справедливости, с необыкновенной силой выразилось в стихотворении «Прощай, немытая Россия...».

С горечью М. Ю. Лермонтов пишет о нецивилизо-ванности, отсталости современной ему России. Он дает Родине оценочный эпитет — «немытая». Поэт, прощаясь со своей родиной, не испытывает сожаления от расставания со «страной рабов, страной господ», она ассоциируется у Лермонтова с произволом полиции, который воплощен в образе «мундиров голубых». Поэт не снимает вины за царящие в стране порядки и с простых обывателей, так как с их молчаливого согласия творится насилие над личностью. А для Лермонтова внутренний мир человека, свобода его выбора являются неприкосновенными.

Демонстрируя свое неприятие к самодержавным порядкам, М. Ю. Лермонтов проводит резкую грань между современностью и славным прошлым России. Былые победы для него — не триумф государственной власти, а показатель духовного подъема нации, способности русских людей объединиться перед лицом опасности. Пример тому — стихотворение «Бородино». В нем рассказ ведется от лица старого солдата, который говорит на простонародном языке («бусурманы», «мусью»). Это приближает автора ко взгляду на войну рядового бойца. Авторский голос явно не звучит, он лишь проступает через голос лирического героя. Тем самым Лермонтов добивается эффекта сплоченности духа между бойцом и всей солдатской массой. Таким образом, солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени русского народа:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя...

Вместе с героем Отечественной войны 1812 года поэт прославляет храбрость, честность русских воинов, которые могут противопоставить французам не «всякие ухищрения», а ловкость, силу и мужество:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

То, что жизнь русского народа, его обычаи, свободный русский дух являлись источником вдохновения для Лермонтова, подтверждает его стихотворение «Родина». В нем поэт как бы развивает те идеи, которые были высказаны в «Бородине». Уже первые строки стихотворения «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» говорят нам о необычности и своеобразии темы. Далее М. Ю. Лермонтов поясняет, что более всего в своей родине ценит не «славу, купленную кровью», не «темной старины заветные преданья», а что-то другое. Это чистота и непосредственность, внутренняя цельность национального характера.

Поэт говорит о своей любви к «холодному молчанью» российских степей, к «разливам рек, подобным морям», когда вспоминает «дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз». Именно гармония с окружающей его природой, единение с народной стихией заставляют поэта чувствовать себя счастливым.

Любовь к родине утверждается М. Ю. Лермонтовым не только повторением слова «люблю», но и любованием картинами русской природы, которое является показателем истинного чувства любви к Родине. Лирический герой стихотворения видит красоту широких просторов России: «лесов безбрежных колыханье». Он тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой» смотрит на нажитый трудом и терпением жилища крестьян: «избу, покрытую соломой», «с резными ставнями окно». Поэт готов разделить с крестьянами их веселье, глядя с любовью на «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Тема природы неразрывно связана с темой Родины не как часть, а как основа любви человека к своей Отчизне. И просветление героя, и минуты счастья, и выхода из состояния одиночества связаны у поэта с природой. В общении с природой поэт обретает связь с миром, с Богом:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!..

Эти строки из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» говорят нам о единении поэта с высшими силами природы.

Лирический герой мечтает о вечном слиянии с природой, даже после смерти в необыкновенном стихотворении «Выхожу один я на дорогу...»:

Я б желал навеки так заснуть...

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Тема родины — одна из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Неприятие поэтом самодержавно-крепостнической действительности сочетается с преклонением перед героическим прошлым Отчизны, с любовью к жизни простого народа, к тому народному духу, частью которого поэт себя ощущает. Любовь к своему Отечеству и в то же время невозможность быть ему ничем полезным отражают тот разлад между желаемым и действительным, когда дух нации приходит в упадок, когда яркие и сильные личности отторгнуты разлагающимся обществом. Они ищут отдушину в гармонии с природой, находятся в поисках смысла жизни.




See also: