В. П. Астафьев — это поистине великий писатель второй половины XX века. В своих произведениях он ставит сложнейшие вопросы, выходящие за рамки обыденного существования. Особая заслуга Астафьева в том, что он в своих произведениях изображает реальную жизнь, такую, к которой мы все привыкли. Но именно на фоне этой будничности важнейшие философские вопросы, касающиеся смысла жизни, выглядят особенно актуальными.

Повесть «Печальный детектив» была написана в середине восьмидесятых. У каждой эпохи свой колорит. Если говорить о восьмидесятых годах, то жизнь людей была на первый взгляд простой и незамысловатой, с другой стороны, особенно остро вставала проблема потери нравственных ценностей.



Советское государство «воспитывало» своих граждан весьма своеобразно. В начале XX века, после гражданской войны и революции страна переживала тяжелое время. Все, чем жил человек, теряло свой смысл. Людям приходилось не жить, а в буквальном смысле выживать, сохранять свое существование и стараться беречь своих детей. Атмосфера голода, войн, разрухи делала свое дело. Люди поневоле ожесточались, такие общечеловеческие ценности, как доброта, благородство, внимание к ближнему, интерес к собственному внутреннему миру и к внутреннему миру своих детей уходили на второй план. На первый план вставала необходимость добыть кусок хлеба и хоть как-то прокормить себя и своих детей. Это все жестокая реальность эпохи. Один человек ничего не мог с этим сделать, поэтому Личность уходила на задний план, человек превращался в частицу толпы, незначимую и неважную.

В 30-е годы, в страшный период репрессий, общечеловеческие ценности также не были в чести в советском государстве. Люди были лишены духовной опоры, дети росли в атмосфере жестокости и ( равнодушия. Безусловно, нельзя говорить о том, что доброта, любовь, нежность совсем исчезли. Они просто стали казаться чем-то ненужным, проявлений таких чувств стыдились, старались всячески их скрывать. К тому же идеология страны твердила, что главное — это работать на благо Родины; думать о себе возбранялось, это считалось почти что преступлением.

В 40-е годы стране пришлось пережить тяжкое испытание — Великую Отечественную войну, когда жизнь человека не стоила ровным счетом ничего. После войны долгое время страна поднималась из руин. Вопросы общечеловеческих ценностей, доброты, благородства, порядочности, безусловно, были. Но опять же они понимались весьма своеобразно. Считалось, что порядочный человек — это тот, кто всего себя отдает работе, производству. Именно так и жили практически все. Люди ютились в крошечных комнатах в коммуналках и общежитиях, считалось недопустимым думать о своем личном комфорте и уюте. Детей воспитывали аналогичным образом.

Однако человек устроен так, что рано или поздно он начинает анализировать все, что видит вокруг себя. Страна мало-помалу устранила последствия войны, материальное благополучие уже в 60—70-х годах стало восприниматься как норма, а не как патология. Наступление 80-х ознаменовало начало новой эпохи, когда советские люди уже практически не помнили страшные годы войны, голода, разрухи. Подросло новое поколение, детство и юность которого прошло в условиях спокойной, мирной жизни.

Казалось бы, людям остается только жить и радоваться. Однако не тут-то было. Астафьев показывает в повести «Печальный детектив» глубочайшую нравственную деградацию. Люди вызывают удивление и неприязнь. Может быть, кому-то покажется, что писатель сознательно сгущает краски, ведь не может жизнь быть такой беспросветной. Однако Астафьев ничего не приукрашивает. Он просто констатирует факт, рисует жизнь маленького провинциального городка, которых в Советском Союзе было более чем достаточно.

В 80-х годах уже стала теряться связь между городом и деревней. Деревенские жители мечтали о том, чтобы перебраться в город. Жизнь в городе, с точки зрения выходца из деревни, казалась простой, легкой. Ведь городскому жителю не нужно заботиться о хозяйстве, а это подчас нелегко. К тому же в те годы люди стали по-своему следовать моде. Уже появилось стремление украшать свои дома, приобретать новую мебель, покупать импортную одежду. Не случайно Астафьев неоднократно заостряет внимание то на дубленке того наглеца, который напал на Леонида Сошнина в подъезде, то на джинсах, которые воспринимались как символ особого благополучия. Если смотреть на это с позиции современного человека, живущего в начале XIX века, то стремление людей обустроить свой бьгг кажется вполне нормальным. Однако в повести Астафьева желание сделать жизнь более комфортной идет в ущерб духовному развитию. Люди теряют нравственные ориентиры, им трудно разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Например, жена главного героя Леонида Сошнина, Лера — это как раз пример современной женщины 80-х. Она модно одевается, считает себя культурной и образованной. Но она абсолютно ничего не может делать по хозяйству, самые простые, необходимые дела, в том числе и уход за собственным ребенком, для нее — непосильный труд. И это, несмотря на то, что она выросла в деревне, ее родители — простые деревенские люди. На первый взгляд равнодушие к хозяйству не может казаться большим недостатком. Но если внимательно присмотреться к Лере, то и выдающихся душевных качеств: доброты, нежности, заботы и внимания по отношению к близким, — мы не замечаем. Она из-за малейшего разногласия бросает мужа и уходит с ребенком в общежитие, казенное, неуютное. Но она считает свое поведение совершенно нормальным, независимо от того, что оставляет свою родную дочь без отца. Что это, как не эгоизм и равнодушие?

Другие люди в повести Астафьева также предстают равнодушными и эгоистичными, это касается даже вполне нормальных обывателей. Рядом с ними совершаются преступления, а они придерживаются позиции наблюдателей. Главный герой повести Леонид Сошнин напоминает нам Дон Кихота, борющегося с ветряными мельницами. Писатель показывает нам все, что творится в маленьком городе: убийства, изнасилования, преступления, — сквозь призму восприятия Леонида. Что может сделать простой милиционер? Только честно выполнять свои обязанности. Именно это он и делает. Примечательно, что все преступления совершают обычные, «нормальные», с точки зрения обывателей, люди. Они родились и выросли в нормальной обстановке, их психика не подвергались каким-то чудовищным испытаниям. В чем же причина нравственной деградации? Этот вопрос со всей остротой ставит писатель. И мы с грустью констатируем, что сама атмосфера ханжества, лицемерия и равнодушия порождает опасных и жестоких монстров.




See also: