1. Краткая биография Бунина.

2. Тема любви в русской литературе.



3. Рассказ «Грамматика любви».

4. Философия любви в «Солнечном ударе».

5. Гармония чувств влюбленного в «Темных аллеях”.

6. Многоликость бунинской любви.

Счастлив я, когда ты голубые

Очи поднимаешь на меня:

Светят в них надежды молодые —

Небеса безоблачного дня.

И. А. Бунин

И. А. Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Почти все свое детство писатель провел в захудалом имении своего отца Бутырки, которое находилось в нынешней Орловской области. Любовь к чтению и к русской литературе юному Бунину привила мама писателя. Именно она повлияла на внутренний мир мальчика и обогатила его. Сам писатель рос мальчиком впечатлительным и с необычайно развитой фантазией. В раннем творчестве у писателя преобладающее место занимает лирика, поэзия. Постепенно лирика писателя помогает и прокладывает пути для прозы. У Бунина великолепно получались и стихотворения, и проза, короткие рассказы, а так же романы. Но особое место в творчестве писателя занимают необычайные рассказы, темой которых является — Любовь.

Тема любви в русской литературе всегда занимала особое место у писателей. В те времена любовь в основном описывалась именно с духовной стороны. Бунин старался показать любовь во всех ее проявлениях и состояниях, особо остро эта тема проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции, после известных октябрьских событий. Именно тогда, в годы одиночества и медленного забвенья, писатель в необычайной поэтизации описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Бунин проявил все свои способности как человека творческого, он смог проникнуть в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Истинная любовь для писателя схожа с вечной красотой природы. И действительно прек-j расно только то, что является реальным, естественным и не придуманным чувством. Читая произведения писателя, поражаешься, с какой силой художественного изображения писатель говорит о великой Любви. Любовь, как таинственная стихия, которая способна полностью преобразить жизнь человека, придать его судьбе отличительные качества и неповторимость среди обыкновенных житейских историй. Это любовь, которая способна наполнить обыкновенную жизнь простого человека особым, теплым и незабываемым смыслом.

Именно такая таинственная любовь раскрывается в рассказе Бунина «Грамматика любви» (1915). Герой рассказа, некто Ивлев, который заехал в дом недавно умершего помещика Хвощинского. Ивлев размышляет о любви — «любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью». Сам помещик Хвощинский когда-то страстно влюбился в горничную Лушку. Тайна здесь скрывается в самом облике героини, она была «совсем нехороша собой», но с другой стороны была необычайной девушкой. И именно поэтому на Хвощинского «вдруг свалилась эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати...». Как понять такое поведение влюбленного человека — помешательство или непонимание реальности — Бунин не дает однозначного ответа. Ивлева завораживает жизнь Хвощинского. Герой понимает, что в этом человеке появилось «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Все эти переживания заставляют Ивлева купить у наследника помещика «за дорогую цену» небольшую книжечку «Грамматика любви». Эта книжечка и есть «преданье сладострастное о сердцах любивших», и именно эти рассказы и раскрывают тайну великого чувства — всепоглощающей любви к другому человеку.

В своих произведениях Бунин не скрывает, что эта необычайная любовь порой приносит не только радость, но и очень часто приводит к мукам страдания и разочарования. Любовь и смерть, по мнению писателя, всегда стоят где-то рядом. Именно такую трагическую историю любви писатель поведал нам в своем небольшом рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» затронуло душу главного героя. Случайное знакомство на пароходе, поручика с прекрасной незнакомкой и неизбежное расставание, после которого он потерял покой. Одна только мысль, что им никогда больше не встретиться: «...он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Сама героиня рассказа, «маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени», признается: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». В этом рассказе Бунин показывает, на сколько велики мучения любящих душ, и как тяжела горечь потерь друг друга. В итоге остается лишь сладкая боль воспоминаний о той мимолетной встрече. Писатель в этом произведении старается развить свою философию любви. Раньше у А. И. Бунина любовь была трагична, потому что она не разделена и одинока, то сейчас ее трагичность заключается в том, что она уже взаимна и так прекрасна, но все же влюбленные в силу обстоятельств не могут быть вместе. У писателя такой, порой неожиданный, обрыв отношений неизбежен и закономерен. Он, описывая влюбленных, приподнимает их как бы над всем миром, над временем, обстановкой и обстоятельствами. Любовь у Бунина как солнечный удар — она столь же внезапна и тяжела, она одурманивает сознание человека. Любовь способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Любовь — это трагедия в своей основе. Пронзенный такой любовью человек становиться одиноким, он уходит в самого себя и отворачивается от других людей.

Цикл рассказов «Темные аллеи» (1943,1946) является уже некой энциклопедией любви. Писатель в эту книгу попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными героями. Как самого писателя, так и его героев полностью поглощают эти различные оттенки чувств влюбленного человека. Сама любовь — это огромное счастье, хотя порой оно бывает не долгим, и как мимолетное мгновение оно вспыхивает в душе человека. Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». Героини этих рассказов — Руся, Антигона, Натали и многие другие — показывают читателю все разнообразие женских типов. Любовь меняет их жизни, делает ее значительной. Но жизнь меняется не от того, что этих героинь переполняют чувства счастья и радости, а от того, что их ведет к неизбежной собственной гибели. В сборнике писателя любовь сама по себе хоть и трагична, но все же это чувство для каждого человека является самым ярким, самым счастливым моментом в жизни. И уже неважно, каков финал этих отношение — разлука, гибель или смерть, главное — это те незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей.

Любовь очень сложное и многогранное человеческое чувство. Она многолика и зачастую необъяснима. В этом понятии скрываются многие человеческие загадки, и каждый читатель бунинских произведений находит собственные ответы над тайнами любви.

Можно понять теперь, чего герой и автор ищут здесь, что мечтают вновь обрести.

Этот верх в созвездьях, в их узорах,

Дымчатый, воздушный и сквозной,

Этих листьев под ногами шорох,

Эта грусть — все то же, что весной.

В этих строках Бунин близок М. Ю. Лермонтову с его ставшим классическим стихотворением: Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

И так же, как и герою Лермонтова, оказавшегося в одиночестве под огромным, захватывающим дух небом, герой писателя испытывает грусть и тоску, такую же, какую испытывал до этого.

Но если лирический герой Лермонтова ищет забытья и его не волнует, не радует его прошлое:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть, — то герой Бунина совершенно иной. В прошлом он находит силы, молодость и легкость, о которой грустил:

Снова накануне. И с годами Сердце не считается. Иду Молодыми, легкими шагами ( И опять, опять чего-то жду.

Таким образом, герой произведения одинок. Его печалит одиночество, он ищет иной себе судьбы. Но при он этом не отказывается от прошлого, а наоборот, принимает его. И прошлое приносит с собой молодость и легкость, утоляет тоску, помогает погрузиться в минувшее герою природу, волшебное для поэта сочетание ночи и темной аллеи. Стихотворение удивительно лаконично — всего три четверостишья из коротких строк. При этом в небольшом объеме — маленькая история душевного состояния героя. Произведение перекликается с известным стихотворением Лермонтова, однако это переплетение художественных образов только сильнее разводит два текста между собой. Если лермонтовский герой стремится избежать событий прошлого, да и воспоминаний об этих событиях, то Бунин находит в прошлом силу. При этом тема возвращающегося прошлого и его значения для героя частотна в творчестве автора. Она встречается не только в его стихотворениях, но и в прозаических текстах.

Легкое настроение стихотворения не омрачает даже описание грусти и печали лирического героя, а темнота ночных аллей не пугает и не отталкивает. В этом поэтическом творении Бунин выступает как продолжатель традиций символистов, так и как яркий их отрицатель.

В стихотворении характерны для символизма изображение ночи, жизненной неустроенности поэта, неба и чистого горизонта. Велико значение символов. Уже названный горизонт является не просто элементом пейзажа, но и будущим, о котором думает лирический герой. Весна и осень, противопоставленные в стихотворении, как вечная борьба жизни и смерти, уродства и красоты с победой весны, жизни, того самого, свежего и легкого апреля, который был дорог герою в прошлом. И в этом — отрицание наследия символистов, уход от трагичных и темных предчувствий, характерных для них.

Бунин много внимания уделял природе, понимал и бесконечно любил ее. Позднее так скажет о нем А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто! умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».




See also: