1. Лицейские друзья.

2. Безжалостное время.



3. Спасительный огонь.

Храбреца испытывает война, мудреца — гнев, друга - нужда.

Арабская мудрость

При рассмотрении темы дружбы в лирике А. С. Пушкина перед нами возникает картина его лицейской жизни, которую он очень красочно описал в своих стихотворениях. Через года поэт показывает нам те основы, на которых должны формироваться узы товарищества. Лицейские друзья идут с А. С. Пушкиным по жизни, так как он запечатлел их образ не только в своем сердце, но и в поэтических строках.

В стихотворении «На 19 октября 1836 года» вспоминается праздник молодости, когда все были полны энергии и могли ей поделиться с большим воодушевлением. Лирический герой умело начинает рисовать нам картину пиршества в честь праздника. И она показана настолько верно и правдоподобно, что, кажется, будто и ты сам находишься среди таких веселых и радостных людей, ощущая себя частью большого дружного мира. А вокруг только прекрасные розы и радостный звон бокалов, который еще больше поднимает настроение.

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Лирический герой не выделяет ни себя, ни какого-то человека из этой дружественной массы. Ведь в ней каждый ощущает себя частью целого. Недаром в стихотворении появляется слово «толпа».

В следующей строфе лирический герой рассказывает, что душой они были невежды. Но не это ли позволяет им беспечно относиться к жизни и радоваться каждому мгновению, что она им дарила. Бремя ответственности и опыт прожитых лет еще не лег на счастливые лица, и еще не затмил их веселое существование житейский опыт. Они вместе выселились и вместе выпивали за то, что судьба предоставила им шанс снова собраться вместе.

Но жестокая действительность все равно вторгается в жизнь лирического героя и в само стихотворение. Праздник дружбы уже не такой звонкий и игривый как в прежние времена. Однако, несмотря на все преграды, они смогли оказаться вместе в одной компании. Снова огонь дружбы согревает родные сердца. Но грусть, которая возникает на празднике, объясняется не только прожитыми годами, но и тем, что их ряды поредели. Время и жизнь внесли свои изменения в такой дружной компании. Но раз они все равно собрались, значит, для лирического героя, как и самого поэта, очень важно, чтобы рядом был близкий человек, то есть Друг.

Это отсылает нас к историческим реалиям, когда А. С. Пушкин попадает в ссылку и только И. И. Пущин навещает и вдыхает новую жизнь в своего друга. Он привозит ему комедию «Горе от ума». То есть друг в творчестве и в жизни А. С. Пушкина остается не только самым близким человеком, но и некой связующей ниточкой с внешним миром, богатым литературными и политическими событиями.

Особенность темы дружбы в творчестве А. С. Пушкина в том, что в нее непременно вмешиваются философские мотивы и размышления о жизни. Тем более что перед лирическим героем проходит не только своя собственная жизнь, но и судьба тех, кто был с ним когда-то рядом. Ведь известно, что многие лицейские друзья А. С. Пушкина были очень яркими личностями, например В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! — промчалась четверть века! Важно то, что за этот период изменилось только время, а люди остались прежними. Поэтому они могут заставить мир вращаться вокруг одного человека. У них непременно на это хватит сил и энергии, которая постоянно подпитывается дружественной атмосферой.

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

И перед лирическим героем пролетает вся череда роковых событий, которые непосредственно повлияли на судьбу каждого из них. Так сквозь тему дружбы проявляются новые вопросы о смысле жизни, душевном спасении, возможном только в кругу друзей.

В творчестве А. С. Пушкина не мало стихотворений, где он напрямую обращается к своему другу.

И понятно становится, что под этим образом имеется в виду не только какой-то близкий человек. Это может быть любым из тех, кто близок писателю по душевному состоянию и восприятию окружающего мира, как в стихотворении «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит...»

Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. Время безжалостно уносит то, что было дорого сердцу. Об этом снова вспоминает лирический герой. Но очень важно, чтобы рядом находился друг, на которого можно опереться, или тот, с кем хотелось бы поговорить по душам, даже если последний будет безмолвствовать и слушать то, о чем ему рассказывают. Такой диалог помогает найти опору в самом себе для дальнейшей борьбы, укрепиться в своей вере и понять, что у тебя все получится, и ты сможешь заставить вертеться вокруг себя даже Землю.

Но лирический герой разочаровывается в том, что счастья нет. И как оно может сохраниться в сердце, если на долю выпадает такое множество испытаний, подталкивающих к тому, что человек разочаровывается в самом прекрасном на земле — счастье. Но лирический герой со временем понимает благодаря другу, что покой и воля смогут вернуть ему душевное равновесие.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. Лирический герой не бежит от проблем. Он просто пытается найти такой уголок, в котором ему будет наиболее комфортно. Он называет себя усталым рабом, мечтающим о спасительном мире, не столько от трудов, сколько от душевного смятения.

В творчестве А. С. Пушкина есть и адресные стихи, когда нам известно, к кому именно он обращается в своем произведении. Например, стихотворение «И. И. Пущину». Мы уже писали о том, какое значение этот человек имел в жизни поэта. Но не менее значимую роль он играет в поэтическом наследии А. С. Пушкина, являясь живым символом дружбы и братства.

Возможно, Пущин остается так дорог лирическому герою потому, что является самым первым другом. Недаром в стихотворении ему присвоено определение «бесценный». А это очень важная характеристика человека и его качеств, которые И. И. Пущин смог пронести через года. Это стало возможно потому, что основы такого прочного союза были заложены в лицейские годы. Именно об этом вспоминается в тот момент, когда И. И. Пущин посещает друга, оказавшегося за свое вольнодумие в ссылке. Чтобы показать радость встречи, лирический герой называет свой двор уединенным и занесенным снегом. Создается контрастная картина, позволяющая понять трепетное и душевное волнение друзей.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Но в стихотворение снова вторгается не только живой человек, но и то душевное тепло, которое он может принести холодной пустоте. Однако эта встреча важна для обоих, ведь не только приезжий служит утешением в уединении, но и ему предоставляется возможность прикоснуться к дружескому огню и понять, что жизнь продолжается. И после такой встречи они оба готовы к новым испытаниям, которые готовит им судьба.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье...

И снова лирический герой переходит к обобщению. Он говорит о том, что не только души обоих товарищей, но и «темница», в которой он оказался, озарились самым могучим и теплым лучом в жизни — лучом дружбы и надежды на новые неожиданные встречи, способные принести тепло сердец и сохранить в себе заветы и дружбу лицейских товарищей.

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни пронес и бережно сохранил в себе неугасаемый огонь дружбы, который зажегся в стенах лицея. У каждого из его товарищей была своя судьба, полная тревог и препятствий, но искру товарищества и внимательного отношения друг к другу каждый из них сохранил в своем сердце. Именно он позволил им достойно пройти свой путь и принести много радости и утешения не только своим близким, но и всей стране, которая до сих пор зачитывается знаменитыми стихами о настоящей дружбе, способной преодолеть все преграды на своем пути.




See also: