Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах «Евгений Онегин», где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень. Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением.

Вероятно, и Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «…я так люблю Татьяну милую мою!..», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…» Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина. В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в средней полосе России. Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Русская природа, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну «русскою душой». Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но уже с детства в Татьяне было много такого, что выделяло ее среди других, она даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.

Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела.

С ранних лет она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Много строк в романе посвящено роли книг, которые для Татьяны были особым миром, сформировали ее мировоззрение, душевные качества. Гак Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве такая может не нравиться? По дуйте автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит собственной мечте?

Мы не можем не заметить постоянства характера Татьяны, присущего ей с раннего детства. А когда она становится знатной дамой, то с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь «…волненье света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой». Ц любовь к Евгению Татьяна по-прежнему хранит в душе. Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его «милому идеалу»:

Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Пушкин — «истинный гений» в науке «страсти нежной» — хорошо знал женскую натуру. В его произведениях вырисовывается собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брак, Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером, Маша Миронова, не отрекшаяся от своего опального жениха и сумевшая попасть ради его спасения к самой царице. Наконец, Татьяна, которая, по-прежнему любя Онегина, с твердостью отвечает ему:

Но я другому отдана, И буду век ему верна.

Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность. Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым. Я считаю, что «Татьяны милый идеал» и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков. Важное место в романе “Евгений Онегин” занимает образ Татьяны Лариной – “милый идеал” Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину? Какой русский человек не любит природу и русскую красавицу-зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:

Дика, печальна, молчалива, … Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет “постылую жизнь” высшего света в Петербурге родным, близким для сердца деревенским местам, обширным просторам. Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с которым “неразлучно воспоминанье старины”. Ведь героиня – воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, “милых преданий простонародной старины”, русских снов служит тому доказательством. Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина “не шутя”, серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина! И, наконец, Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть “постыллой жизни мишуру”, сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу. В романе “Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером. В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью. Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день». Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана…

Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и наивность позволяют мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть». Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь. Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе. Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит, И об Онегине далеком Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье? Ничтожный призрак, иль еще - Москвич в Гарольдовском плаще? Чужих причуд истолкованье, Слов модных лексикон? Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы. В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности. Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…». Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один. Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?) Но я другому отдана; И буду век ему верна.

Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины. Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню. Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Татьяна — идеал русской женщины ЗДЕСЬ




See also: