1. «Доктор Живаго» Пастернака.

2. Автор и его герой в романе.



3. Страдание в романе.

Это высказывание Гоголя мне хотелось бы проиллюстрировать анализом романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Роман «Доктор Живаго» был опубликован в России только в 1988 году. Стоит отметить, что это классическое произведение было оценено критиками весьма неоднозначно. Многие исследователи отмечали, что роман искусственен и надуман, поскольку в нем было слишком много художественных сплетений, случайных встреч героев. Однако это связано с авторской идеей, с представлениями Пастернака о том, что частная судьба способна показать общее историческое развитие и течение жизни. Таким образом, многочисленные художественные сплетения призваны дать представление о взаимосвязи отдельного человека и целого народа. Идею вселенского единства, которая появляется с самого начала романа, можно с полным правом назвать лейтмотивом произведения.

Роман «Доктор Живаго» повествует не только о том, как складывалась жизнь отдельного человека, но показывает и жизнь эпохи в целом, отсюда и проистекает своеобразие главного героя произведения Юрия Живаго.

Критики давали разные оценки доктору Живаго. Некоторые называли его лишним человеком, другие сопоставляли образ главного героя романа с образом горьковского Клима Самгина как индивидуалиста, не сумевшего понять эпоху, в которой ему пришлось жить. Третьи называли творение Пастернака гениальной диагностикой болезни времени, так как автор сумел увидеть суть нравственных изломов, происходящих в среде интеллигентных людей в годы гражданской войны.

На мой взгляд, главным в романе можно считать духовную историю самого автора, представленную как история жизни Юрия Живаго. Герой романа Пастернака автобиографический, отсюда проистекает особая лиричность произведения, что в свою очередь обусловило структурные особенности романа, так как главная нагрузка зиждется не столько на событиях и поступках персонажей, сколько на монологах-размышлениях героя о жизни, его письмах, в которых раскрывается духовный опыт времени.

Основное значение в романе приобретает жизнь духовная, а не событийная, отсюда более высокая степень условности, которая характерна для этого произведения. В «Докторе Живаго» наличествуют образы-символы, особую значимость приобретает образ свечи, символ любви, противостоящей разрушению. Значительная роль отводится фамилии, связанной с молитвой. Таким образом, автор связывает с героями идею живой жизни, которая воплощается в миропонимании Живаго, антиподом которого в романе предстает Стрельников. Живаго олицетворяет концепцию невмешательства, вслушивание в процесс естественного течения жизни. Стрельников же постулирует активное воздействие на жизнь, попытки что-либо изменить, связанные с агрессией, жестокостью.

С образом Живаго связана центральная идея романа — идея преодоления смерти. Главным залогом бессмертия оказываются стихи, как некий жизненный итог. Основная задача автора — показать драму своего современника в переломную эпоху, который эту эпоху не принял. С этим связана проблема места человека в истории.

Роман «Доктор Живаго» отражает движение времени, и, читая его, мы понимаем, что концепция истории автора совпадает с концепцией истории героя. История, по мысли доктора Живаго и самого Б. Пастернака, подобна жизни растения, рост которого незаметен, но идет ежесекундно. Все исторические повороты естественны, как этапы жизни растения. Творение жизни осуществляется каждую минуту, и всякий человек, осознанно или нет, является участником этого процесса творения истории. Переплетением судеб даже в интимных деталях постоянно подчеркивается приобщение героев к сотворению мира.

Вопрос о нравственности такой позиции решается в пользу Живаго, а не Стрельникова. Живаго стремится понять суть эпохи и утверждает добро и человечность. С этим образом связана проблема личной ответственности в истории, проблема утверждения и разрушения жизни.

Юрий Живаго создает собственный мир, противостоящий разрушенной действительности. В нем действенны непреходящие законы нравственности, человечности, а не сиюминутные законы времени.

Герои-интеллигенты продолжают растить живую душу, отсюда и тема творчества в романе. Герой-творец осознает свою связь с высшими силами. Для него творчество является высшей реальностью, а творец предстает проводником из одного мира (высшего) в реальность обыденной жизни. Смерть героя от удушья приобретает символичное значение, она представляет собой отражение положения творческой личности в данную переломную эпоху. Это следствие того, что герой не приспосабливается к обстоятельствам, он не способен примириться с той действительностью, которую не приемлет.

Стихи в романе «Доктор Живаго» играют особую роль. Ведь роман в целом можно назвать поэтическим. Стихи являются своеобразным итогом произведения. По Лихачеву, это роман о том, как создаются и живут стихи.

В заключении мне хотелось бы привести строки из стихотворения Пастернака:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте...

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья...




See also: