1. Тема поэзии в творчестве Пастернака.

2. Образы художников прошлых лет.



3. Пафос молодого поэта — необузданный восторг жизни.

4. Поэт, живущий в вечности.

Стихотворение «Про эти стихи» относится к раннему периоду творчества поэта. Пастернак написал его в 1917 году. В этом стихотворении поэт обращается к теме творчества, поэзии и ее создателя. Тема поэзии, то, как в ней отражается весь мир — центральная тема творчества Пастернака. Поэзия подобна губке, которая впитывает все вокруг, возвращая читателям мир в виде стихотворных строф.

В стихотворении, которое так и называется — «Определение поэзии», поэт не находит ничего более емкого и точного для передачи сущности искусства, чем перечисление явлений окружающего мира. Что значит поэзия для людей? Пастернак считает, что в ней — наше право на бессмертие. Поэзия имеет своим истоком саму жизнь — во всех ее проявлениях. Жизнь, согласно Пастернаку, это непреходящее чудо, поэзия же является «и творчеством, и чудотворством». Поэзия открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование.

В творчестве Пастернака часто можно встретить фигуру поэта. Нередко он обращается в своих стихах к образам художников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождаются, это дар, данный судьбой. Поэт — это такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.

Поэт должен исполнить свое предназначение на земле несмотря ни на что: судьбой за него продуман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль. Лирика пастернака отличается особым даром — поистине неиссякаемой радости, которая после всех разочарований и утрат не тускнеет, а, наоборот, становится глубже и чище. Пастернак принимает мир со всеми его «случайными чертами». Источник его радости — благодарная любовь к самой жизни. Пафос молодого поэта — необузданный, неистовый восторг жизни. Его ошеломляет хаос запахов, красок, звуков и чувств По мнению Пастернака, оригинальность художественного образа состоит не в его отличии от образов других художников, а в его соответствии действительности. Однако мир представляется поэту вечной загадкой. Стихотворение «про эти стихи» вошло в третью книгу поэта «Сестра моя — жизнь», положившую начало поэтической славе Пастернака. Написанные в 1917 году, стихи были опубликованы с опозданием в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя — жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. В раннем творчестве Пастернак не изображает историю, а как бы проживает, переживает все то, о чем пишет. Прожитые моменты перерабатываются его сознанием и воплощаются в игре поэтических ассоциаций.

В стихотворении перед нами предстают картины городского пейзажа, и, если прочесть не слишком внимательно, может показаться, что перед нами — пейзажная зарисовка.

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.




See also: