1. Понятие авторской песни.

2. Высоцкий — яркий представитель культуры бардов.



3. Разнообразие образов и мотивов творчества поэта.

4. «Диалог у телевизора” и «Притча о Правде и Лжи».

Авторская песня — это состояние души...

Это другое измерение.

Там нет серого цвета...

В таких случаях я чувствую себя натянутой струной... Хочется жить именно этим моментом, а не прошлым или будущим, как с нами часто бывает.

А. Галанова

Современная авторская песня — особое явление в литературе минувшего столетия. В чем-то кардинально новое, в чем-то возвратившееся к традициям песен средневековых придворных певцов и бродячих артистов это явление преобразило культуру )0< века. Авторская песня многоплановая, включающая в себя множество течений и направлений, опор на литературные традиции прошлого, является обязательно свободным волеизъявлением автора, свободным от денежной зависимости и каких-либо убеждений извне. Наиболее известные представители авторской песни — А. А. Якушева, Ю. Ким, Вл. Чернов и, конечно, Ю. И. Визбор, Ю. А. Кукин, Е. И. Кпячкин, Н. Н. Матвеева, А. М. Городницкий. Их творчество сильно отличается друг от друга, но при этом произведения объединяются общими мотивами и сходством лирического героя — романтического, свободного, сильного человека. Это бродяга-мечтатель, с рюкзаком и гитарой за спиной, может, турист, а может — геолог, разведчик непокорной, суровой тайги.

Говоря об авторской песне нельзя не вспомнить о Б. Ш. Окуджаве, ярчайшем представителе этого направления. Его творчество несколько не вписывается в общую колею направления, однако не перестает от этого быть притягательным, завораживающим. Иной у Окуджавы и лирический мир, и герой, уставший от рутинности повседневной жизни и сбегающий от нее, но не в лес или горы, как прочие, а в романтизированный мир прошлых веков. Это век пушкинских гусаров с прекрасными дамами, балами и дуэлями, это господа юнкера начала XX века, это революция с прекрасной «комсомольской богиней».

Однако есть представитель авторской песни, навсегда вошедший в историю литературы, чтимый и оставшийся в памяти уже нескольких поколений, — B. C. Высоцкий.

Его судьба изменчива, как сама жизнь — в чем-то приятная и радостная, в чем-то драматичная и тяжелая. Официального признания ему не суждено было дождаться при жизни, и книги стали выпускаться только после его смерти. Но уже при жизни автора настигла слава и искренняя любовь настоящего ценителя его поэзии — народа.

Сотни песен, вышедших из-под пера Высоцкого, представляют богатое наследие для читателей. Творчество его оказалось по истине всеохватным — темам и героям произведений нет счета. Но в любом своем произведении Высоцкому важно раскрыть характер человека, его внутренний мир. А так как характер ярче всего раскрывается в экстремальной, нестандартной ситуации, многие из его героев и помещаются в чуждую для них среду. Много у Высоцкого сатирических и иронических произведений. Предметы насмешки — самые разные, но чаще всего в центре иронического взгляда оказываются образы, навеянные перестроечными временами.

Сатира поэта двойственна. С одной стороны, он несомненно смеется над нелепостью выдуманных им, а может, взятых из реальной жизни, героями. С другой — он искренне им сочувствует, так как видит в сложившемся положении не только их вину. В этом контексте хотелось бы отметить стихотворение «Диалог у телевизора», высмеивающего пустую болтовню жен, разлагающее влияние телевизора, апатичность и вечную заторможенность мужей:

Ой, Вань, гляди, какие клоуны!

Рот — хоть завязочки пришей...

Ой, до чего, Вань, размалеваны,

И голос — как у алкашей!

А тот похож — нет, правда, Вань, —

На шурина — такая ж пьянь.

Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, —

Я — вправду, Вань!

— Послушай, Зин, не трогай шурина:

Какой ни есть, а он — родня, —

Сама намазана, прокурена —

Гляди, дождешься у меня!

Подобные реплики как Вани так и Зины комичны. Они лишены практически всякого смысла, но к сожалению, слишком жизненны. Кроме того, в этом произведении передается чертов замкнутый круг, непобедимая жизненная рутина, истребляющая в душе человека все ценное, тонкое, романтичное:

— Ты, Зин, на грубость нарываешься,

Все, Зин, обидеть норовишь!

Тут за день так накувыркаешься...

Придешь домой — там ты сидишь!

Ну, и меня, конечно, Зин,

Все время тянет в магазин, —

А там — друзья... Ведь я же, Зин,

Не пью один!

Финал одновременно смешон и жалок, так как изображает судьбы тысячи тысяч простых семей эпохи перестройки. И не только на Ване и Зине лежит ответственность за собственную неуклюжесть и глупость.

Многие стихотворения барда, написанные в жанре притч, баллад, диалогов, имеют тонкий философский подтекст. Как и в притчах с помощью аллегорий автор описывает то, что прямо сказать нельзя. Так в стихотворении «За что аборигены съели Кука», вопрос, заданный названием, раскрывается сам собой — за то, что был сильным, умным, добрым. А уж кто такие аборигены, читателю предстоит догадаться самому, что, впрочем, не составит большого труда. В стихотворении «Притча о Правде и Лжи» бард пытается найти утерянное чувство истины и справедливости, опираясь на устные традиции русского песенного фольклора и свой собственный жизненный опыт:

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых, блаженных, калек.

Грубая Ложь эту Правду к себе заманила, —

Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула.

Слюни пустила и разулыбалась во сне.

Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,

В Правду впилась и осталась довольна вполне.

Грустная и жестокая сказка повествует читателю о злоключениях Правды, которую теперь днем с огнем не сыщешь, так как доверившись лжи, она потеряла свою былую чистоту, оказалась опозоренной и обруганной.

Лирический текст, наполненный аллегорическими высказываниями, автор щедро «сдабривает» ироничными комментариями и дополнениями:

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.

Могут раздеть — это чистая правда, ребята!

Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.

Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь.

Глядь, а конем твоим правит коварная Ложь.

Творчество бардов так называемого «первого призыва», таких как Окуджава, Высоцкий, А. А. Галич, стало, пожалуй, самым ярким и лучшим этапом русской поэзии конца XX века.




See also: