Контрольный текст: (1) Динка огляделась. (2) Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3) Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (4) Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6) Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой. (7) Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (10) Но больше всего поразили Динку её глаза. (11) Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке. (14) 3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына… (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16) Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости. – (17) 3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу. – (18) 3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. (19) Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20) Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила: – (21) Сыграйте, Яков Ильич. (22) Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам… (24) Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25) Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26) И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27) А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» — так высказывалась в одной из своих работ известный современный лингвист Н. С. Валгина. Это в полной мере соответствует действительности, поскольку грамматическое разделение текста или отдельного предложения в первую очередь задается его смыслом и отражает значимость содержания повествования. Чаще всего смысловые знаки препинания совпадают с грамматическими в том случае, если смысловое разделение предложения совпадает с грамматическими отрезками речи. Примером тому могут служить предложения (7) и (8) из предложенного нам текста. Однако достаточно часто бывает и так, что смысловое деление речи подчиняет себе структурное деление и вынуждает использовать дополнительные пунктуационные знаки, т. е. конкретный определенный смысл диктует единственно возможное структурное построение предложения. Например, если убрать из предложения (19) даже часть знаков пунктуации, полностью теряется его смысл. В этом случае построение предложения программируется заданным смыслом. И если возникнет необходимость передать тем же предложением при том же наборе слов другой смысл, предложение придется составить совсем по-другому. В большинстве предложений из контрольного текста запятые фиксируют однородный ряд или отделяют в тексте предложно-падежные формы. В некоторых случаях лексические значения слов не мешают такому объединению однородного ряда или однотипных форм, но подчас только запятая помогает установить их грамматическую и смысловую зависимость. Знаки пунктуации в предложениях помогают установить грамматические и смысловые отношения между словами в предложении, а также позволяют определить структуру предложения. Кроме того, знак препинания может передать чувство недоумения по поводу противоречащего здравому смыслу факта (13), а может разделить эмоционально и логически несовместимые понятия. Немаловажную роль в понимании текста играет и место знаков препинания, которые делят предложение на смысловые, а, следовательно, и структурно важные части. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуационные знаки действительно помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях и показать их значимость.




See also: