Традиционно считается, что школа даёт необходимый объём знаний, который позволяет нам считать себя образованными. Но всегда ли образованный человек может назвать себя интеллигентным? Ведь, как утверждал А.П.Чехов, « для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать». А как показал опрос, 61 % населения использует в своей речи жаргонную, бранную, нецензурную лексику, а те, кто считал свои знания русского языка удовлетворительными (30%) и хорошими(40%),разбирая задания ЕГЭ по русскому языку, в большинстве своём выполнили их на оценку «2».Конечно, требования культуры речи сегодня высоки. Даже если вы абсолютно грамотны и можете выразить свою мысль на чистом литературном языке, вы должны самокритично признать, что ваша речь могла бы быть ярче, богаче, если бы вы знали все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо – не одно и то же.Кроме правильности, культура речи предъявляет к нам требования:- простоты и ясности в выражении мысли;- логичности и точности речи;- информативной насыщенности и в то же время сжатости;Богатства и разнообразия выразительных средств, образности и благозвучия.В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, передать самую сложную мысль. Поэтому нужно умело использовать неисчерпаемые возможности языка, а учиться этому помогает кружок « Основы культуры речи», который является как бы ярким, красочным приложением к основным урокам русского языка.Изучение курса « Основы культуры речи» является завершающим этапом в лингвистическом образовании, полученном на уроках русского языка и отчасти литературы; углубляют культурно – ценностное отношение к русскому языку, учат разумному применению его стилистических возможностей в различных сферах общения.На наших занятиях мы решали вопросы о том, всегда ли содержательность речи включает многословие, часто граничащее с пустословием.На примерах текстов упражнений мы учились устранять разные виды речевой избыточности, редактировали предложения. Например: Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.Или: От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.Ещё интересней ребятам кажется обыгрывание подобных заданий в сценках, где они сами принимают участие и замечают собственные ошибки. К примеру:- Слушай, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов « ну»и «значит».Эти слова сорняки, они засоряют речь.- Ну, а кто всё время говорит « ну»?- Да ты сейчас только сказал « ну»!- Ну, что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!- Опять говоришь так.- Ну как же мне с тобой говорить?

- Без « ну» и « значит».- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.Мастером короткой фразы был, как известно, Чехов. «Краткость – сестра таланта». И даже Л. Н. Толстой, который был склонен к применению предложений усложнённого типа, нагромождения их (что объяснялось его творческой задачей), в поздний период творчества выдвинул требование краткости: « Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать».Чтобы убедиться в этом, учащиеся сопоставляли неотредактированные варианты с отредактированными, предлагали свои варианты. От выбора нужного, единственно верного слова тоже зависит ясность и точность высказывания. Приведём примеры из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:






See also: