Комическое в ранних рассказах Чехова А.П.Чехов стал знаменитым как автор коротких юмористических рассказов. Однако юмористическое начало в творчестве писателя можно назвать особым и специфическим. Вспомним поведение тонкого перед толстым в рассказе «Тонкий и толстый» или действия Червякова перед Бризжаловым в рассказе «Смерть чиновника». Они комичны, но как-то по-особенному. Чем же подход к юмору у Чехова отличает его от других писателей? Юмором, как правило, называют изображение чего-либо в комическом или смешном плане. Писатели используют юмор в основном для осмеяния тех или иных поступков, пороков или недостатков человека. Юмор помогает обличать все это завуалировано, так, чтобы не сразу, а опосредованно, читатели смогли догадаться, о чем или о ком идет речь в произведении. И, смеясь над действиями и попытками главных героев исправить положение, мы понимаем тот или иной поступок или действие персонажа в произведении. Однако, так глубоко прочитывая рассказы Чехова, мы тем самым противоречием его высказыванию о подоплеке в его рассказах: «Боюсь того, кто ищет между строк…я хотел быть просто свободным художником». Писатель хотел просто изобразить на бумаге то, как он сам видим окружающий мир. А что мы берем из этого описания – художественные ценности оформления мыслей или нравственные составляющие – определяется не прочтением между строк, а подходом писателя к описанию поведения и поступков главных героев к какой-либо жизненной ситуации. Свободный художник своими приемами говорит намного больше, чем чтение между строк. Чехов отмечает в своих произведениях важный аспект – объективный подход к человеку. В основе сюжета первых рассказов Чехова лежит анекдот или сжатая парадоксальная ситуация. И все произведение остается подчиненным этому. Например, развернутых портретных характеристик почти нет в юмористических рассказах. Здесь даны только отдельные черточки, штрихи и контуры. Давая такое сжатое описание героя, автор показывает, что главное в рассказе не внешние данные, а поведение главных героев в той или иной жизненной ситуации. Юмористически описана и мимика, и жесты персонажей. Вот как ведет себя Очумелов в рассказе «Хамелеон», понимая, наконец, чья это собака. «Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч?» — спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления». Юмор в ранних рассказах Чехова не всегда носит легкий характер, как, например, в «Лошадиной фамилии». В некоторых рассказах юмористическая основа смешивается с печальными и грустными нотками. И эта печать и тоска не только от того, что человек сам себя растаптывает, как Червяков и тонкий перед другими. А еще и от того, что каждый из них сознательно уничтожают себя и свое человеческое достоинство. Попадая, казалось бы, в космические ситуации, они не могут с той же легкостью и юмором выйти из положения. И потому юмор Чехова можно назвать синтетическим, совмещающим все мельчайшие оттенки его проявления: комическое и нелепое, печальное и грустное, обнадеживающее и безысходное. Ведь через юмор можно освободиться от каких-то недостатков, посмотреть на себя со стороны. И поняв, как ведут и как комично выглядят персонажи Чехова, мы самим можем научиться выходить из положения, не топча своего достоинства. Ведь на все можно смотреть с юмором и достойно выйти из любой ситуации с гордо поднятой головой.




See also: