Сочинение на тему трагедия маленького человека Тема: трагедия «маленького человека» Н.В. Гоголь «Шинель» О маленьком человеке с любовью Каждый раз, когда в литературном произведении на первый план выходят герои, не имеющие богатств, занимающие в обществе скромное место, их называют «маленькими». Иногда это обидно и несправедливо по отношению к хорошим людям с большой душой. Да, они не занимают высоких постов, но по праву занимают свое место, дарованное им Богом. И решать: кто кого больше или меньше – только ему. Относящаяся к петербургскому циклу гоголевская «Шинель» как раз об одном таком хорошем человеке. Это произведение особняком стоит среди повестей Н. Гоголя, совершенно по-иному, с любовью, с добрым юмором автор рассказывает нам о жизни вечного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (чувствуете, и фамилия от слова «башмачок», а не от «башмака»). Башмачкин – идеальный работник, он четко знает свое место и радуется ему, трезво оценивает свои способности и лишен напрочь такого порока, как немотивированное честолюбие. Его занятие в канцелярии заключается в переписывании бумаг, и делает он это самозабвенно, даже творчески, но не для того, чтобы кому-то угодить, а по велению сердца. Переписывание бумаг он превратил в свой особый, эмоциональный мир – ему нравилось общаться с буквами, наделяя их характером и чувствами. Гоголь изображает Акакия Акакиевича большим ребенком, кротким и послушным, поведение которого проникнуто христианством: кажется, не было ни одной заповеди, какую бы хоть на малость нарушил Башмачкин. Он спокойно принимал все насмешки над собой от молодых чиновником, но, когда они переходили границы дозволенного, тихо просил не обижать его. Однажды эта тихая просьба тихого человека возымела большое действие над одним из молодых сослуживцев, и потом спустя многие годы, во время необходимости остановить свой характер вспоминался тому Акакий Акакиевич, его маленькая лысинка и его жалостливые слова с просьбой не обижать. Все превратности жизни Башмачкин сносил стойко и терпеливо. Жил он исключительно на заработанные деньги. Да вот беда: старая шинель, которую все давно называли капотом, совсем прохудилась и починке не подлежала. И Акакий Акакиевич решился на подвиг аскетизма ради пошива новой шинели. В общем-то, другого пути, кроме экономии, он не видел для себя (и это не вина его), и потому месяцы рубль к рублю он складывал для обновы. Когда же этот торжественный день настал, радость Башмачкина была неописуемой. Так радоваться могут только чистые душой дети. Но именно в этот день, Акакий Акакиевич отступил от своих принципов: меньше работал, больше разговаривал, возвращаясь домой глазел по сторонам, и в довершении всего полностью нарушил свой режим, пойдя вечером в гости. Ведь и не хотел, ведь и говорить-то ему с ними было не о чем, но возможность выгулять лишний раз свою замечательную шинель, победила. Отступил раз – второй раз не за горами. Окунувшийся в какие-то несвойственные ему ощущения Башмачкин забылся, возгордился, выпил в гостях пару бокалов шампанского и… по пути домой навсегда расстался с шинелью. Ограбление Акакия Акакиевича неизвестными бандитами ужасно для бедного советника, но не менее трагично оно воспринимается и читателем, ведь и он вместе с героем шаг за шагом шел к желанной цели, да еще какою ценою – и в один момент все рушится. Горе одинаково приходит и к богатому, и к бедному, и слезы, что у богатых, что у бедных одинаковые, соленые. Вот только громадная государственная машина, призванная помогать всем гражданам, бедняков не видит совсем. Это она придумала простому человеку мерку «маленький», а потому из века в век не замечает его с высоты своего положения. Не нашел защиты у государственных чиновников и Башмачкин: услышал он только ругательные слова в свой адрес да увидел непроницаемое равнодушие. Акакий Акакиевич от простуды и несправедливости умирает. Но перед смертью вся сущность его вдруг начинает бунтовать против такой несправедливости. В бреду он ругается на «значительное лицо», не взирая на генеральский чин того, видимо, таким образом отстаивая право на равенство между людьми. Но это не конец повести – продолжается она уже в фантастическом ракурсе. Пошли слухи, что Башмачкин по ночам встает из могилы и грабит прохожих, снимая с них шинели, любые, без разбору. И однажды под руку возмездия попадается то самое значительное лицо генеральского чина. Генерал так же, как и Башмачкин в день своего долгожданного праздника, возвращался от друзей, так же у него было выпито шампанского, и он находился в хорошем расположении духа. Появившийся злой призрак Акакия Акакиевича навел ужас на генерала, и тот безропотно отдает свою богатую шинель. Это событие возымело определенное душевное воздействие на государственного чиновника. Но только, что для него потеря какой-то шинели?! Он может их позволить себе сколько душе угодно. Расценивать концовку «Шинели» можно и так и сяк. Можно видеть в ней великое прорицание очередного народного бунта, а можно заметить и призыв к религиозной нравственности. Последнее вероятнее, потому что никаким бунтом справедливости, как показала история, не достичь. На место одних слепых и глухих государство водружает других.




See also: