Тема любви в произведениях Бунина И.А.Бунин в своем творчестве уделял теме любви и любовных взаимоотношений весьма значительное место. Однако его не интересовало описание прочных, долговечных отношений: любовь в его произведениях всегда коротка и трагична. Ярким примером такого взгляда на чувства может служить его рассказ «Солнечный удар». Чувство, внезапно возникшее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается в глазах писателя бесценным. По мысли Бунина, любовь это и есть пьянящее, самозабвенное, неожиданное возникшее чувство, которое чем-то сродни солнечному удару. Представление Бунина относительно любви связано я идеей Эроса как могучей стихийной силы – основной формы проявления космической жизни. Эта сила трагична по своей природе, так как переворачивает душу человека, резко изменяет привычное течение всей его жизни. В этом отношении есть много общего во взглядах Бунина и Тютчева. Герои Бунина в рассказе как бы подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы, собственно, узнаем о героях «Солнечного удара»? Автор не называет ни имен, ни их возраста. Автор лишь упоминает как бы мимоходом, что герой рассказа – поручик, что у него «обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она отдыхала в Анапе и теперь возвращается домой к мужу и трехлетней дочке, у нее прелестный смех, да еще мы узнаем, что одета она в легкое холстинковое платье. В рассказе «Солнечный удар» описываются переживания поручика, внезапно нашедшего любовь и тотчас потерявшего свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти «умопомрачение», происходит в нестерпимо душный солнечный день, все описания переполнены обжигающими ощущениями. Эта солнечность призвана напоминать читателям о настигшем героев рассказа «солнечном ударе». Это одновременно и счастье, и безумие. Потому эпитет «солнечный» соседствует с эпитетом «счастливый», а впоследствии в рассказе появляется «бесцельное солнце». Писатель показывает то странное чувство одиночества, отторжения от остальных людей, которое испытывает поручик, охваченный любовью. Рассказ построен по кольцевому принципу. В начале слышен удар о причал приставшего парохода, и в конце рассказа слышатся те же самые звуки. Все действие рассказа укладывается в одни сутки. Но в представлении героя и автора завязка и финал рассказа отделены друг от друга по меньшей мере десятью годами. Теперь на пароходе едет уже совершенной другой человек, постигший нечто необычайно важное, приобщившийся к тайнам жизни.




See also: