Тема: Детство. Роль детства в становлении человека Л.Н. Толстой и М.Горький «Детство» Родом из детства Человек приходит в этот мир, и сразу начинается его детство: сначала младенческое, потом малышовое, и так год за годом до отрочества и юности. С первого дня рождения начинается познание мира и становление личности. Детские впечатления и переживания остаются с человеком на всю жизнь, даже если он их не помнит. Подсознание хранит все, поэтому этот период самый важный и ответственный. В русской классике есть два автобиографических произведения, у которых одинаковое название: «Детство». В них два детства, два мира, принадлежащие таким разным писателям, как Лев Толстой и Максим Горький, описаны по-разному, да и детство у них проходило совсем в разных условиях. Но есть то общее, что объединяет не только героев их произведений, но и всех людей, это полученные в детстве первые уроки добра и зла, любви и ненависти, обид и прощений. Оба писателя хорошо понимали, что характер закладывается в детстве, и чтобы вырасти счастливым человеком, нужно иметь счастливое детство. Но счастливое детство мы наблюдаем только в повести Толстого. Главный ее герой Николенька со всех сторон окружен любовью и заботой. Все, начиная от маменьки, отца, бабушки и заканчивая гувернером Карлом Ивановичем, озабочены его счастьем. Но, постигая жизнь, Николенька, конечно, сталкивается и с огорчениями, и с неудачами, и с разочарованиями. Каждый раз сильные внутренние переживания приводят его к правильным выводам. Обидев своего гувернера, Николенька долго мучается, а, осознав свою неправоту, мучения только удваиваются и только, искренне попросив прощения, он успокаивается. Далее (опять на своем опыте) он понимает, что обижать слабых – это низко, и что ценность человека не измеряется деньгами или социальным статусом. Страшным открытием для него стала и смерть. Потеря матери заставила сразу повзрослеть. А вот детство Алеши – героя Максима Горького – совсем иное. Попав жить к деду, маленький Алеша столкнулся с миром совсем ему непонятным. У Кашириных никто никого не любил, все соперничали друг с другом, наговаривали друг на друга, а иногда и враждовали. Суровый нрав деда очень пугал мальчика. И неизвестно, каким бы вырос Алеша, если бы не любовь бабушки. Именно она привносила в эту семью любовь, жалела своих неразумных мужа и сыновей. Только бабушка заботилась о внуке и дарила ему так необходимую в детстве ласку. Доброта, отданная ребенку, дает добрые всходы в его характере. Так и Алеша, несмотря на всю эту окружающую злость, остался милосердным с обостренным чувством справедливости. Вот в этом стремлении к добру оба героя: и Николенька, и Алеша – очень похожи. Обе эти повести, кроме художественной ценности, имеют еще одно большое значение, так как являются ценными психологическими документами, раскрывающими мир ребенка. Все детские переживания передаются очень ярко и искренне, на глазах у читателя формируется характер человека. Обе повести не потеряют актуальности никогда, пока на земле есть дети. И писатели как бы призывают: прочитайте, посмотрите, сравните и поймите, что без любви и заботы дети не смогут вырасти достойными людьми и никогда никому не смогут дарить счастье, если сами не имели его в детстве.




See also: