«Евгений Онегин» — реалистичный роман. В то же время картина пестра и разнообразна. Чудны и дики персонажи Татьяниных сновидений, но и дневные гости во многом схожи с призраками недавнего сна. Быстро меняется картина и читателя пестрой чередой окружают гости в доме Лариных: Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога… Темп развития действий в романе то нарастает, то вновь замедляется. Так, в кульминационный вечер все события следовали одно за другим, неумолимо ведя своих героев к трагической развязке: ревности Ленского и вызову на дуэль. Мистический сон Татьяны напророчил реальную беду. Следом за этим идет не менее драматичная любовная сцена. Татьяна ожидает какого-либо ответа на свое письмо к онегину, но его все нет. Как бы странно это не выглядело, но Онегин вместо ответного признания произносит нравоучительные фразы. После того, как произошла роковая дуэль, Ленский погиб, а Онегин уехал из деревни, Пушкин наделяет Татьяну новыми качествами и новой ролью. Теперь именно оно должна ответить себе и читателю, что в конечном счете представляет собой Онегин. Образ Татьяны сильно изменился, она повзрослела и физически, и духовно. Это понимает не только она сама, но и ее мать: «Как быть? Татьяна не дитя…» Она принимает традиционное для того времени решение как можно быстрее и удачнее «пристроить» старшую дочь, то есть попросту выдать ее замуж. Поэт акцентирует внимание читателя на том, что в этом случае роль Татьяны очень пассивна, у нее нет своей воли. Вскоре желанная цель была достигнута, Татьяна удачно выходит замуж, и мы видим ее в новой роли блестящей светской дамы. И вот происходит неожиданная встреча: Татьяна и Евгений увиделись на балу. Облик новой Татьяны пробуждает в Онегине ответное чувство. Теперь он считает каждую минуту до новой встречи, старается бывать в гостях у Татьяны каждый день. Но Татьяна ведет себя так, словно они едва знакомы. Не выдержав душевных терзаний, Онегин пишет Татьяне страстное признание в любви, хотя и раньше весьма презрительно относился к таким вещам. Образ Онегина претерпевает серьезные изменения, он уже мало чем напоминает того столичного денди, который читал проповеди о морали влюбленной девушке. Онегин становится более человечным, духовно развитым и чувствительным. Герой понимает, что в своих горестях виноват только он сам и его эгоизм. Когда читаешь описание влюбленности Онегина, очень хочется понять, действительно ли герой по-настоящему полюбил Татьяну или же это просто новый каприз и желание окорить жену уважаемого человека? Некоторые современники Пушкина, и в том числе Белинский, считали вспыхнувшую любовь Евгения надеждой на его возрождение к жизни. Не менее интересна и дальнейшая судьба Татьяны. Татьяна все еще любит Евгения, мы видим, как она проливает слезы, читая письмо Евгения. Видит это и Онегин, когда приходит в дом для серьезного объяснения в дом Татьяны. Но перед ним уже не прежняя и наивная романтичная девушка. Душа Татьяны осталась все той же чистой и искренней, но она замужем, и ее жизненный выбор уже сделан. Все, роман окончен, и поэт оставляет своего героя «надолго…навсегда». Финал произведения поистине гениален. Татьяна поражает Онегина своей откровенностью и искренностью, ей по-прежнему чужды кокетство и лукавство. Да, она раскрывает Онегину свое сердце и душу. Да, она говорит, что все еще любит его, но будет хранить верность своему мужу. Это признание делает образ Татьяны необыкновенно притягательным. Пушкин на себе испытал горечь тез отношений, что царили в свете. Ценой своей жизни он отплатил за честь жены и свое достоинство. Неудивительно, что образ главной героини романа так дорог поэту.




See also: