Один из самых важных вопросов, который рано или поздно возникают перед любым настоящим писателем или поэтом, — это осмысление места и роли литературы и творчества в общественной жизни. Все творческие люди приходят к раздумьям о том, что они оставят после себя, в чем смысл их творчества, для чего вообще существуют поэты и поэзия. Пришел к раздумьям об этих вечных вопросах и Александр Сергеевич Пушкин. Истинный поэт и философ сумел донести свои мысли о судьбе поэта и роли поэзии до своих читателей. Пушкинский идеал настоящего наиболее сильно воспроизведен в стихотворении «Пророк». Одной из причин написания этого произведения был тяжелый духовный кризис, вызванный жестокой расправой с декабристами. Пушкин обращается к библейской книге пророка Исайи, он проводит мысленную параллель между собой и Исайей, который тоже находился в отчаянии, наблюдая окружающие его беззаконие и пороки.

Поэт творчески интерпретирует библейский сюжет в своем произведении. В отличии от библейского прототипа, пушкинский герой не чувствует себя оскверненным, но он не может оставаться равнодушным к происходящему и чувствует свое бессилие и невозможность что-то изменить. Все образы здесь истинно пушкинские, несмотря на библейский сюжет. Они знакомы нам по другим его произведениям. Так, в «подражаниях Корану» мы встречаем тот же образ одинокого путника. Еще, стихотворение заканчивается так же, как и библейский сюжет. Призыв в «Пророке» нести правду людям перекликается с «Подражанием Корану», но «пророк» гораздо шире и богаче по содержанию, глубже его нравственное мужество. Определение черты «Пророка» можно с легкостью найти в более позднем произведении Пушкина «В часы забав иль праздной скуки…». Нравственное и физическое преображение опаленного человеческими страданиями пророка в стихотворении перекликается с духовным преображением самого автора. В «пророке» поэт обретает дар прозрения и умение видеть и слышать то, что недоступно обычному зрению и слуху, постигает великие тайны бытия.



Больше для поэта нет тайн земных или небесных. С одной стороны, это делает его выше остальных людей, но за свое возвышение он платит большую цену, теперь на него налагается, куда большая ответственность за все происходящее. Но Пушкин не ставит себя выше остальных людей, когда говорит о «невеждах» и «глупцах». Он всего лишь стремится подчеркнуть независимость своих суждений и право поэта следовать, «куда влечет его свободный ум». Пушкин считает, что быть свободным – значит стоять в стороне от общественных волнений.




See also: