Ни к одному писателю-прозаику 19века не подойдет определение певец красоты так, как оно подходит к Ивану Сергеевичу Тургеневу. В своих произведениях он запечатлевал не только красоту природы, но и человеческую красоту, красоту душевную, внутреннюю, ту, которую нельзя измерить, сравнить с душой другого человека. Это вовсе не означает, что писатель намеренно обращался к тем жизненным фактам, которые несли на себе ту или иную печать прекрасного. Нет, он смотрел на жизнь широко раскрытыми глазами, он видел ее во всех ее проявлениях, даже самых отвратительных, самых горьких. Тургенев был глубоко убежден, что «прекрасное разлито всюду… Но оно нигде не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности». Во многих его произведениях мы видим людей такими, какие они есть – каждый может встретить его героев на своем пути – в этом-то и заключается истинная человеческая красота – красота правды. И, пожалуй, самым ярким произведением в этом отношении стали «Стихотворения в прозе».

По своей форме «Стихотворения в прозе» представляют своеобразные миниатюры, в которых воедино переплетаются философское осмысление жизненных фактов и лирическое проникновение во внутреннюю жизнь человека через самые простые повседневные действия. На мой взгляд, фраза Александра Сергеевича Пушкина («плод ума холодных наблюдений и сердца горестных замет..») является наиболее емким определением того, что же из себя представляют «Стихотворения в прозе». Главная задача этого произведения – решение самых сложных и разнообразных социальных, нравственных и эстетических проблем. Иван Сергеевич работал над «Стихотворениями» с 1877 по 1882 годы. Работа эта была достаточно долгой и кропотливой. Факт этот подтверждает то, что название произведения менялось несколько раз: первоначальный вариант выглядел как «Посмертное», затем он был заменен на «Senilia» (стариковское), и только в сентябре 1882 года Тургенев останавливается на названии «Стихотворения в прозе». «Стихотворения являлись для автора не просто очередной вехой на пути творчества, они стали итогом всех размышлений писателя о жизни во всех ее проявлениях, о литературе и искусстве. Они стали зеркалом, в котором ясно и четко, без каких-либо приукрашиваний отразились все глубокие и больные вопросы, которые Тургенев затрагивал во всех своих произведениях. Специфика «Стихотворений» видна уже в самом их названии: это стихи и проза.



Автор представляет нам прозу жизни, во всей ее обыденности, будничности, даже серости. И с другой стороны- лирику. Лирику и глубокую философию каждого прожитого дня. Всю его красоту, плавность, мелодичность. Величие простых и благородных поступков людей. Их злобу, ненависть, отвагу, прелесть каждой минуты, наполненной светом, теплом и любовью. Каждое из этих небольших стихотворений, собранных в единое целое, представляет собой сплав гениальности и простоты, где в каждом слове – глубокий смысл. Смысл, который не нужно прятать за непонятными фразами и громкими словами.

Смысл самой жизни.




See also: