Человеческая судьба Марины Цветаевой стала ее главной лирической темой, любовь ее жизни — циклом стихов и поэм. Весь поток стихотворений, рожденных ее преданностью своей семье, детям, ставит Цветаеву на особое место. Она художественно перевоссоздала своих близких старших, равных и младших, даруя им бессмертие. То же самое относится к циклу стихов Марины Цветаевой о Москве, горячо любимом городе ее детства и молодости. Город, который уже по праву ее рождения, она уверенно могла назвать своим. Вряд ли во всем огромном пласте поэзии, посвященном разными авторами Москве, найдется настолько искреннее и в то же время страстное отношение к предмету своего творчества. Вчитываясь в строки, посвященных Москве стихов, преобладающим ощущением становится мысль о том, что весь этот шквал вдохновения вызван у Цветаевой каким-то реальным человеком. Сам собирательный образ ее города – это перечисление любимых мариной Ивановной особенностей Москвы.

По-видимому, не является простым совпадением тот факт, что поэт, обладающий таким уникальным лирическим талантом, как Цветаева, такой силой проникновения в человеческое сердце родился не в какой-либо другой географической точке русской равнины, а именно в Москве. Благодаря этому московскому, ни с чем несравнимому оттенку ее души Марина Цветаева навсегда останется русским Поэтом с большой буквы. Кто еще, кроме нее, мог признаться своему городу в любви такими словами: «Москва! Какой огромный, Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный, Мы все к тебе придем?» Московская муза, однажды поселившись в душе и сознании Марины Цветаевой, уже навсегда решила с ней остаться. Вся корневая система цветаевской поэзии, притом, что вторая половина жизни Марины Ивановны прошла в эмиграции (а вернулась она в столицу незадолго до своей смерти), происходит от московского начала. Безусловно, огромную роль в формировании личности поэта сыграло благородство духовных устремлений старших, присущее всей атмосфере цветаевского дома. Мать Марины была тонкой артистической натурой, отец – известным ученым. К великому сожалению, по возвращению в СССР, в 1939 году, Марина Ивановна уже не имела никаких прав на «свою Москву». И это несмотря на то, что ее отец Иван Владимирович Цветаев основал Музей изящных искусств, несмотря на то, что в бывшем Румянцевском музее книги трех библиотек из ее семьи: деда, матери и отца. Как с горечью говорила сама Марина Цветаева: «Мы Москву – задарили. А она меня вышвыривает. Каждый человек вправе жить там, где родился».




See also: