Пьесу М.Горького «На дне» считают жемчужиной театральной сцены и всей мировой драматургии. После ее постановки в Художественном театре в 1902 году она не сходила со сцены русского и зарубежного театра. В чем же заключается такая долгая сценическая жизнь пьесы? В ней драматургу удалось соединить правду жизни и стремление людей к новым горизонтам. Перед зрителями вставала мрачная, духовная жизнь обитателей ночлежки. Но несмотря на то, что они опустились на самое дно жизни, в их беседах слышны извечные вопросы. Во главу угла Горьким ставится статус Человека на этой земле. И знаменитая фраза Сатина «Человек – это звучит гордо» становится центральной во всей пьесе. Люди, опустившиеся так низко, может, не внешне, но внутренне остаются людьми.

И прав в этом отношении Сатин, когда определяет, что такое человек. Важным в пьесе оказывается статус не какого-то определенного человека – шулера, рабочего, странника. Здесь интересно то, как подходят разные по социальному положению к понятию человека. Сатин уверен, что все находится в самом человеке и все создано именно для него. Другие персонажи пьесы не всегда соглашаются, а порой и не понимают его речей. Но при этом они «служат» иллюстрацией его слов. В каждом обитателе ночлежки существует богатый духовный мир, несмотря на жилище – подвал, похожий на пещеру. Жалость – еще один ключевой момент пьесы Горького.



И перед нами возникает две стороны этого понятии. Безжалостный Клещ не сочувствует своей жене, забывает о ней. Ведь только ее смерть принесет ему хотя бы шанс вырваться с этого дна жизни. Он не снизошел до жалости, но это ничего не дало, ни ему, ни окружающим. В связи с этим возникает еще один неоднозначный образ – странника Луки. С ним и приходит в пьесу нотка малости. Он жалеет обитателей дна и поэтому каждому говорит, что они хотят услышать. Ведь недаром Сатин называет его мякишем для беззубых. Своей жалостью он унижает человека. Хотя у его слушателей в душе становится спокойнее, что где-то возможно осуществится их самое заветное желание. Для Насти – настоящая любовь, для Актера – клиника.

Но как мы видим по ходу пьесы эта жалость приводит к очередному разочарованию героев и даже гибели одного из них.




See also: