Середина 19 века стала для России временем тяжелейшей реакции и репрессий после поражения восстания декабристов. Многие передовые люди той эпохи на себе испытали гонения со стороны властей. Усиление монархического гнета нашло свое отражение и в литературе того времени, в русской литературе тоже доминировали консерваторские настроения. Это привело к тому, что поддержкой правящих кругов пользовались бездарные писатели, которые создавали пустые произведения, искажающие действительность. На таком вот сером и унылом фоне внезапно вспыхнул ярчайший талант нового молодого писателя – Николая Васильевича Гоголя. Творческий путь великого сатирика начинался с описания быта, нравов и обычаев его родной Украины, лишь постепенно он начал писать и о жизни всей России.

Зоркость и наблюдательность писателя были поистине невероятны, ничто не ускальзывало от его внимательного взгляда. Все замечал писатель: пошлость и тунеядство помещиков, подлость и ничтожество обывателей. Позже эти наблюдения стали основой для создания оригинальных сатирических произведений. Гоголь один из первых русских писателей посвящал свои произведения отрицательным явлениям жизни. Белинский считал Гоголя основателем новой реалистической школы. Критик считал, что «совершенная истина в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия».



Перед писателем-сатириком стоит крайне трудная задача, он постоянно обращается к «тени мелочей, к «холодным, раздробленным, повседневным характерам» и обязан владеть тонким чувством меры, художественным тактом и страстным стремлением к правде. Гоголь прекрасно сознавал, насколько сурово и неблагодарно поприще писателя-сатирика, но это не заставило его отказаться от выбранного пути. После смерти Н.В.Гоголя в 1852 году Некрасов пишет замечательное произведение, которое могло бы стать эпиграфом ко всему творчеству сатирика: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Эти строки как нельзя лучше определяют сатиру Н.В.Гоголя, его сатира – это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Смех был оружием Гоголя, тем самым острым, боевым оружием, которое помогало писателю бороться с «мерзостями русской действительности».




See also: