Рассказ М.Горького «Макар Чудра». Романтические традиции: новое в образе героя, конфликте, стиле Романтика уводит далеко за пределы реальности. И кажется, что перед читателями возникает своеобразная сказочная картинка, которая может исчезнуть при первом же прикосновении. Наверное, поэтому ранние рассказы Горького наполнены легендами. Это и рассказы старухи Изергиль о Данко и Ларе и повествование Макара Чудры о Радде и Лойко. Подобные легенды придают ореол нереальности всему происходящему, а с другой стороны, в них всегда ставится на первое место то или иное человеческое качество. Этими качествами наделяет Горький своих романтических персонажей ранних произведений. Романтический герой рассказа «Макар Чудра» является исключительной личностью. «Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы». Но подобная исключительная личность остается один на один с окружающим миром. Так получается потому, что этот персонаж смотрит на мир только с точки зрения своего идеала. Как ни любит Лойко Раду, но даже в этом чувстве подчиниться ей не хочет. Но Рада тоже не уступает цыгану. Она пытается и «свободного» человека покорить свое воле. И каждый из этих романтических героев словно встает выше окружающих их людей племени. И, по сути, общество не принимает жизненную позицию этих людей. Лойко Зобар в этом контексте предстает немного в ином плане. Он остается один на один с племенем после смерти Рады. Но цыган совершенно не боится его суда над собой. И только один человек смог понять поступок романтического героя рассказа. Это была Радда. Возможно, что такая взаимная любовь и возникла, потому что они люди одной стихии – свободы. И именно это качество не в силах подавить в себе ни один из персонажей. И своей свободой они и покоряют окружающих. Ведь только в свободной душе могла родиться такая музыка. Немаловажное место в романтических произведениях занимает пейзаж, который словно оттеняет образ главного героя. Такая пейзажность в образе Лойко Зобара появляется в его песне-признании Радде. Используя в своих ранних произведениях романтические мотивы и образ героя-романтика, Горький показывает в сказочной форме неудовлетворенность жизнью и современностью, чувство собственного достоиства.




See also: