Стихотворный цикл Анны Ахматовой прочитывается как роман: в нем присутствует изображение любовной истории как разворачивающихся во времени и пространстве событий, в которых проявляют себя его участники. То есть к ахматовскому циклу применимо понятие «фабулы» в обычном значении этого слова. Каждое отдельное стихотворение цикла являет собой законченное, с точки зрения сюжета, произведение, которое повествует об определенном состоянии персонажа, об определенном этапе развития взаимоотношений между героями. Объединение стихов в цикл позволяет более полно запечатлеть противоречия душевной жизни, дает возможность более глубокого аналитического рассмотрения любовной истории. Сюжеты отдельных стихотворений при объединении их в цикл наблюдается попытка представить историю любовных взаимоотношений, протекающую во времени, задействовать все, что может определять характер героев, события их жизни, сам жизненный процесс. Так, в одном из первых стихотворений циклов Ахматовой «Обман» развитие любовной истории показано посредством смены психических состояний героини, теснейшим образом связанных с движением времени. Цикл открывается стихотворением, рассказывающим о душевном состоянии героини, о ее открытости чувству, ожидании чувства, готовности принять его. Героиню охватывает радость от созерцания окружающего мира, даже таких его деталей, которые обычно навевают мрачные настроения: «арка склепа», «резкий крик вороны».

Состоянию эмоционального подъема соответствуют яркие весенние краски стихотворения. Восприятие весны героиней является отзвуком ее гармоничного состояния души. Во втором стихотворении ожидание наступления чувства становится все более напряженным, героиня ждет конкретного воплощения своих мечтаний. Лето, на фоне которого описано это состояние, не случайно изображено жарким, душным, а солнце обжигающим. Время действия третьего стихотворения – тоже лето, но уже, вероятно, его конец. Здесь встречается слово «истома». Обычно оно появляется там, где возникает необходимость передать особое состояние персонажа, когда накал страстей доходит до предельной отметки и как бы застывает в этом положении. Заключительное стихотворение в своем содержании перекликается с названием цикла: в нем раскрывается обман, точнее, самообман героини. Последнее стихотворение повествует о разочаровании, поэтому взгляд героини прикован к деталям земным, иногда даже в прямом смысле этого слова, например, к «крокетной площадке». Таким образом, изменение деталей внешнего бытия во времени перекликается в ахматовском цикле с изменением внутреннего состояния персонажа.



Обобщая вышесказанное, можно отметить, что ахматовский стихотворный цикл позволяет проследить не только событийную линию повествования, но и наблюдать изменение чувств героини на протяжении всей истории.




See also: