Владислав Фелицианович Ходасевич вступил в литературу рано, в 1908 году, выпустил свою первую книгу стихов «Молодость». Через шесть лет, в 1914 году, вышла вторая – «Счастливый домик». На него обратили внимание акмеисты, о нем заговорили. Он начал как символист, поклоняясь символизму с гимназической скамьи, но вышел из этого течения, разграничивая символизм и декадентство. «Мы же с Цветаевой… выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не пристали, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители аналогий не знают, куда нас приткнуть», — говорил Ходасевич.

В своих же стихах поэт был приверженцем старых форм и сторонился крайностей новизны. Можно сказать, что его поэзия имела свои корни в творчестве Е.Баратынского. «поэзия Ходасевича кажется иному читателю не в меру чеканной – употребляю умышленно этот неаппетитный эпитет. Но все дело в том, что ни в каком определении «формы» его стихи не нуждаются, и это относится ко всякой подлинной поэзии», — писал о Ходасевиче Владимир Набоков. Поэтический опыт Ходасевича уникален. Все отмечали его обособленность и в стихах, и в жизни. В своем эссе на смерть поэта «О Ходасевиче», опубликованном впервые в 1939 году в «Современных записках», Набоков писал о разительности поэтического дара, проявившегося в том, что свободу музы Ходасевич поставил выше собственной и остался верен подлинному искусству.



Оно занимало его больше, чем изменения в стране. От общественных событий он отстранялся, проявляя ко всему, кроме искусства, глубокий скепсис. Самой значительной книгой его молодых лет называют сборник «Путем зерна», выпущенный в 1920 году. Это была его третья книга. В стихотворении, давшем название сборнику, поэт говорит о том, что всему в мире надо пройти путем зерна: упасть в черную землю и « в заветный срок» умереть и снова прорасти. Так и душа моя идёт путём зерна: Сойдя во мрак, умрёт — и оживёт она. И ты, моя страна, и ты, её народ, Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год, — Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путём зерна. Стихотворение это написано в декабре 1917 года. Ходасевич верит в воскресение, возрождение России после революционной разрухи тем же путем, каким зерно, умирая в почве, воскресает в колосе.




See also: