Неотъемлемой частью поэзии Б.Л.Пастернака является пейзаж. Каждый поэт использует описание окружающей природы в собственных целях: один подчеркивает эмоциональные состояния героя или героини соответствующим фоном (грозовым или умиротворенным), другой «разбавляет» сюжет отвлечениями, третий просто любуется красотой пейзажа, находя в нем что-то свое, проникшее в душу. И каждый из них по-своему прав. У Пастернака невозможно отыскать спокойные, описательные, «пейзажные» стихотворения, несмотря на то, что многие названия, казалось бы, указывают на описательный характер творчества и поэта – «В лесу», «Зимняя ночь», «Осень», «Июльская гроза» и др. Основными темами лирических произведений Пастернака являются творчество, природа и любовь. Все они неразделимо присутствуют в каждом стихотворении, сплетаются в единое целое, показывая нам поэтическое видение мира автором. В мире Пастернака природа становится полноценным живым существом, обладающим человеческими качествами. Теперь мы можем сделать вывод о предназначении пейзажных описаний в поэтическом творчестве Б.Пастернака. Поэт стремится показать, прежде всего, духовное начало, свойственное каждому объекту мироздания, всему существующему в этом мире. Законы природы, как и законы любви, незыблемы и разнообразны. Они руководят нашей жизнью, и мы покорно подчиняемся им, не испытывая сомнений, живем по правилам самой природы. Пастернак намеренно не вводит в свои стихотворения яркие, неразрешимые противостояния, запутанные коллизии – для его целей подобные «ухищрения» не нужны. Природа в творчестве Пастернака присутствует в качестве одного из лириков, образов жизни, иногда становясь ее синонимом, но чаще – неполным тождеством. Можно сказать, что во всех произведениях Пастернака, так или иначе, присутствует описание природы, причем это описание очень яркое. И каждая картина окружающего пейзажа демонстрирует нам авторское видение повседневного мира, открывает нам его удивительные тайные стороны, которые зримо предстают перед нами в виде ярчайших образов, точных сравнений, мелодичных метафор. У Пастернака невозможно найти разделение природы на живую и неживую – вся она представляет собой единое целое и существует в виде неразрывного объекта мироздания. Она способна повергнуть в пучину скорби и исцелить, и именно она является тем животворным источником, из которого рождаются талантливые, прекрасные стихи.




See also: