Тема времени в вишневый сад Своим творчеством А.П.Чехов утвердил не только новый жанр в литературе - рассказ, но и заложил основы темы, создал совершенно другой «театр настроения» вместо существовавшего прежде. Подтверждение тому – комедия «Вишневый сад». Чехов требует движения. Но движение не только в пространстве, но и во времени, то есть обновления жизни и людей. Писатель и драматург, Чехов призывает людей включиться и дать ему себя обновить, окружить себя частью исторического движения. Мотив времени таит в себе и конфликт, смысл всей комедии. Острого конфликта тем не мене здесь нет. Никто не ведет ожесточенной борьбы. Внешний сюжет – смена владельцев вишневого сада, продажа родового имения за долги, разрушение старой усадебной жизни и замена старого уклада новым. На смену приходят прагматики с деловой, но хищной хваткой. Но организация внешнего действия пьесы осталась за смысловой границей. Продажа имения – частный эпизод в круговороте жизни. В центре внимания Чехова – повседневная жизнь, ее течение, ход времени. Автор снова размышляет о том, что делает с человеком время. Это философский конфликт пьесы. Временные границы и в решениях героя достаточно расплывчаты. Оставаясь между временными вертикалями, герои произведения живут в мире грез и иллюзий, чужих и противоречащих действительности. Скорее здесь остается пустота, но не опустошение, которое, как кажется, поселилось в душе после продажи сада. Романтическая восторженность, отсутствие воли, неумение жить характеризуют Раневскую. Ее брат такой же. Он не думает о том, что, помимо бильярдного хода шаров, существует и ход времени. Раневская и Гаев – люди, не приспособленные к жизни и не умеющие жить вообще. Они не могут даже осознать своего положения, это лишь представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. Поэтому на смену им в вишневый сад приходит предприимчивый Лопахин, человек новой формации, купец, вышедший из крепостного крестьянства. Лопахин резко выделяется на фоне той жизни, которую ведет дворянская группа. Он правильно разбирается в положении хозяев сада и дает им практический совет. Дворяне от него отказываются, возникают конфликты не только на экономической но и на идеологической почве. Для Раневской сад – символ красоты, для Лопахина –источник дохода. Вот здесь мы четко наблюдаем смену формации человека в ходе времени. Покупка сада Лопахиным – кульминационный момент произведения. Это крушение мира дворян, не способных привнести в свою жизнь изменения. «Вся Россия – наш сад», — произносит Чехов устами Пети Трофимова. Гибнущий сад, несостоявшейся любви придают пьесе грустный настрой. Сад – это красота, которую никто не оказался способным оценить и бороться за нее. Сад – символ родного очага, к которому подошли люди с топорами, и выражения «подрубить корни», «ударить топором», «растоптать цветы» характеризуют их. Стук топора – символ разрушения всего того, что прежде было дорого сердцу, свято и оберегаемо. Можно ли идти вперед, зная, что за твоей спиной рубят корни? Вот главный вопрос, поставленный Чеховым в трагедии, хотя автор обозначает ее комедией и иногда позволяет себе фарс… Судьбы героев – наши судьбы. Потому что мы тоже живем в саду, под названием «Россия». А смена поколений – актуальный вопрос во все времена.




See also: