Пародия на официальные исторические сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина История Одного Города М.Е.Салтыков Щедрин — один из наиболее ярких отечественных писателей. Его творчество отличается фантастической социальной злободневностью, и произведения его не устарели по сей день. Салтыков-Щедрин клеймил пороки, которые видел вокруг, порой иронией, а чаще – злой сатирой. «История одного города» — сатирическая пародия на власть и ее взаимоотношения с народом, а так же на официальную историю. В этом произведении речь идет о многочисленных градоначальниках, сменявших друг друга в городке Глупове. О градоправителях и собственно этой должности Салтыков-Щедрин знал не понаслышке: в течение десяти лет он служил вице- губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Рязани и Туле. Образ города Глупова стал воплощением самодержавного строя в России. Полвека спустя М.Горький сказал: «Необходимо знать историю города Глупова, - это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине девятнадцатого века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…». Произведение «История одного города» стилистически оформлено под реальную летопись города. Название этого произведения звучало таким образом: «История одного города. ПО подлинным документам издал М.Е.Салтыков(Щедрин)». Уже эта надпись отсылает нас к реальным историческим произведениям. И как контраст – содержимое «Истории…». Это в полном смысле слова пародия на официальную историю. Это история жизни русского общества, русского народа, сосуществования народа и власти, отраженная в остром и злободневном сатирическом ключе. Салтыкова-Щедрина называют первооткрывателем жанра сатирической хроники, и эта хроника – «История одного города». Произведение создано в формате повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические рамки ограничены 1731-1826 годами. Роман начинается главой «Обращение к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Цель автора произведения, согласно этой главе, «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» отсылает нас к летописям, а в самом начале – к «Слову о полку Игореве». Эта глава – откровенная пародия на летописи, но, помимо этого, еще и злая сатира на город. Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастского с его обширнейшим лексическим запасом, который вполне вмещался в две любые резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!» А этой главе Салтыков-Щедрин описал систему бюрократического аппарата. «Сказание о шести градоначальниках» — пародия на многочисленные исторические произведения, появившиеся в тот период времени. В финале романа описан Угрюм-Бурчеев, самый страшный из градоначальников, символ произвола и угнетения, с его теориями превращения мира в казарму и разделения людей на батальоны и роты. С появлением этого градоправителя появляется, наконец, впервые за историю города Глупова, негодование жителей. Но раздражение это осталось пассивным. «Издавая «Историю одного города», я совсем не имел в виду исторической сатиры» — говорил Михаил Евграфович. А так же писатель говорил о близости своего произведения историческому труду. Историческая форма «Истории одного города» была удобна для писателя, как и повествование от лица архивариуса.




See also: