Наверное, ни о каком другом прозаике 20 века не было столь разноречивых суждений, сколько их было об Алексее Ремизове. А.Блок называл его «одним из самых серьезных и глубоких писателей нашего времени» и при этом добавлял: «Я все более предпочитаю трагическую и не «всемирную» шутку Ремизова, сказанную на чудесном русском языке, — нетрагическим мировым трагедиям Л.Андреева, всегда очень длинным и похожим на плохой перевод с чужого языка». Ивана Бунина же раздражали «россказни Ремизова о своих снах», и он не воспринимал его как серьезного писателя. Неоднозначные оценки творчества Ремизова объясняются, во-первых, тем, что в каждом их его произведений присутствует странный образ писателя. И вторая причина – задача, которую ставил перед собой писатель. «Посолонь» — первое произведение Алексея Ремизова, в котором проступили наиболее характерные черты его как писателя.

Эта книга 1907 года состоит из небольших сказок и авторских примечаний. В этой книге, помимо комментариев к редким словам, объясняется и название книги – «Посолонь – по солнцу, по течению солнца, и, кроме того, разъясняется ее композиция и особенности повествования». Сказки Ремизова отличаются от привычных для нас сказок Пушкина, Льва толстого, Гаршина и др. Уже сам состав необычен: есть сказки сюжетные, сказки-описания, сказки-рассказы, сказки-стихи, близкие к народным причитаниям, колыбельным. Основное в этих сказках то, что они открывают читателю знакомый и в то же время неизвестный мир. Ремизов писал о своей книге: «Моя «Посолонь» — ведь это не выдумка, не сочинение – это само собой пришло – дыхание и цвет русской земли — слова». Однако сказки Ремизова не совсем похожи на народные. Нужно отметить, во-первых, близость языка Ремизова к устной простонародной речи. Слово, написанное Ремизовым, звучит так, что за ним отчетливо виден взгляд рассказчика. Ремизов выступает не просто сказителем, он – реставратор, который по обрывкам, по обломкам, по имени стремится к воссозданию изначального мифа, образа. В «Посолони» автор выступает и в качестве художника, и в качестве ученого-исследователя. Поэтому и авторские примечания так органично вписываются в художественную ткань произведения. Посредством толкования слов видны реставрационные работы Ремизова. Творчество Ремизова – ожившая память о давних временах, настолько далеких, что кажутся призрачными. Ремизов сумел возвратить прошлое в своих произведениях, отразить его в слове.




See also: