Зарубежная русская литература началась с 1920 года как результат трагического разлома русской литературы революцией и гражданской войной. В Европе появилось несколько центров культурной жизни эмигрантов: Париж, Берлин, Прага и др. Первую волну эмиграции разделяют на старшее и младшее поколения. Старшие попали за границу уже известными, а младшие раскрыли свой талант только в эмиграции. К старшему поколению эмигрантов-прозаиков принадлежит М.Алданов, И.Бунин, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, Н.Тэффи, И.Шмелев, А.Аверченко. К младшему – Н.Берберова, Г.Газданов, В.Набоков, В.Яновский. Позже других эмигрировал Е.Замятин. Золотое десятилетие эмигрантской прозы охватывает время с 1925 по 1935 год. Русские писатели в эмиграции стремились сохранить традиции русской литературы и культуры, которые в это время уничтожались в самой России.

Они продолжили традиции русской литературы и соединили художественные и философские поиски. Дореволюционная Россия становится главной темой их творчества. Обращаясь к вечным проблемам, они ностальгируют по монархии, хотят воскресить исчезнувшую православную Россию. Обращение к памяти становится ключевой категорией литературы русского зарубежья. Многие создают произведения на основе автобиографии от третьего лица, например, Бунин пишет «Жизнь Арсеньева», Зайцев «Путешествие Глеба». Память становится жанрообразующим фактором, своеобразным духовным феноменом. М.Алданов обращается к исторической тематике, создавая романы «Девятое термидора», «Чертов мост», «Заговор». Его тема – катастрофа 20 века, революция. Именно момент катастрофы, а не история во всей ее протяженности интересует писателя.



В его произведениях звучит мысль о роли случая в истории. Он считает, что полной правды не знает никто, ни герои, ни современники. Героя Алданов рассматривает с точки зрения того, что с ним делает время и революция. История – это повседневная жизнь, и роль героя в ней пересматривается, он становится просто частным лицом. Он обращается к образам революционеров и делает вывод, что эти люди, способные переступить через все во имя революции – безнравственны. Алданову свойственен скептицизм. Именно с такой философской точки зрения он смотрит на исторические процессы. Таким образом, мы видим, что основными темами эмигрантской прозы стали ностальгия по России, одиночество и трагизм жизни человека, осознание истории и возрождение русской культуры.




See also: